В следующем году Евгению Миронову исполнится сорок лет. Для своего возраста он добился очень многого: заслуженный артист России, лауреат Государственной и других престижных театральных и кинематографических премий, актер ведущего российского театра... Но главное - парень из рабочей семьи в Саратове, сызмальства боявшийся сцены, стал ее властителем, а еще и зрительного зала. А зрительный зал у Евгения Миронова вмещает миллионы людей...
...Робость жила в Миронове на первых курсах Школы-студии МХАТ, куда он попал с подачи Олега Табакова. В стенах училища до сих пор живет апокриф: иногда у студенческой группы Миронова одновременно проходили занятия на пятом и на четвертом этажах. Женя отпрашивался у Олега Табакова: "Извините, пожалуйста, меня ждут на четвертом этаже". Спускался ниже: "Извините, пожалуйста, меня ждет Олег Павлович на пятом". И - прогуливал, потому что все еще стеснялся сцены, этюдов, сокурсников. Из училища его не отчислили: педагоги стали замечать в будущем актере проблески таланта, на втором курсе пришел вызов на пробы фильма Элема Климова "Иди и смотри". Женя прошел пробы и был утвержден на роль главного героя. Но побоялся сказать об этом руководителю курса. В результате роль досталась Алексею Кравченко...
Разносторонность актера поражает: Гамлет, Хлестаков, роли в современных фильмах. В фильме "В августе сорок четвертого" замечательного белорусского кинорежиссера Михаила Пташука Миронов сыграл капитана Алехина. Благодаря уверенному мастерству актера интерпретация героя культового романа Богомолова признана вполне адекватной. В лучших традициях русского театра - вослед за Раневской, Папановым, Леоновым, Табаковым - он озвучил главную роль в полнометражном мультфильме режиссера Татьяны Ильиной "Щелкунчик". А после телесериала "Идиот", за который актер и режиссер были удостоены премии Александра Солженицына, Миронов стал сниматься в ...боевике "Побег" у Егора Кончаловского.
- Какие у вас остались ощущения от съемок в Беларуси фильма "В августе сорок четвертого" и от работы с Михаилом Пташуком?
- Ощущения двойственные: с одной стороны, я очень благодарен Пташуку, которого очень любил и люблю и уважаю как профессионала, как человека, который добился, чтобы роман Владимира Богомолова наконец был экранизирован. С другой стороны, понимаю, что Пташуку было очень тяжело, потому что Богомолов - великий писатель (Тарковский написал в своих дневниках, что ему тяжело работалось с двумя писателями - Станиславом Лемом и Владимиром Богомоловым). И вины Богомолова здесь нет: он отвечал в своем романе за каждую запятую, за каждую точку. Богомолов рассказывал мне, что, когда к нему обратились из КГБ с вопросом, кто и где предоставил ему для книги шифровки, он сказал: "Я их придумал сам!" - "Не может быть!"... Владимир Богомолов был исключительно правдив в своем творчестве. А кино - всегда неправда, чуть-чуть увеличение. В кино существуют другие законы. Он их не понимал и возражал.
В фильме играл капитана, командира небольшой группы из трех человек - двое в пилотке, а я, главный, должен быть в фуражке. Я позвонил Богомолову: "Владимир Осипович, можно, я буду в фуражке?" - "Ты сошел с ума! Вы ходите в лесу и должны быть все незаметными..." Я подумал: как здорово, что он - есть, что я могу ему позвонить и он меня может поставить на место. В этом суть! И все должно соответствовать сути, а не делаться ради красоты.
- Если бы вас попросили поставить по пятибалльной школьной системе оценку современному нашему театру, что бы вы поставили?
- Нельзя привести все к общему знаменателю. Есть хорошие спектакли, есть плохие. Так было всегда. Сейчас вышла премьера, Кирилл Серебрянников во МХАТе поставил "Лес" - я бы поставил ему пять с минусом. Минус - потому что, во-первых, у спектакля очень большой объем, во-вторых, спектакль сделан в манере 60-х годов и, мне кажется, не совсем справился с материалом, со временем - но спектакль вышел замечательный! Я восхищался и актерскими работами в нем, и задумками режиссера. Так что в театре могут быть разные оценки: работает Некрошюс, работают молодые режиссер - выставлять им единую оценку, как вы предлагаете, очень трудно. То же самое и в кино, в котором есть события художественного порядка, а есть события коммерческого плана. Зритель пошел в кино, у нас существуют многозальные кинотеатры, где может идти кино как коммерческого плана, так и другое. Кого что интересует!
- Почему вы отказались от роли Ивана Бездомного в "Мастере и Маргарите" Бортко?
- Для меня это неинтересная роль. Сама по себе она хорошая, даже замечательная, но мне сейчас не интересна. После князя Мышкина мне надо было двигаться совсем в другую сторону. Я предложил сыграть Коровьева, Бортко не согласился, у него другое видение этого образа, Я не слишком расстроился: стало быть, в Булгаковской истории для меня роли нет.
- Когда у вас на сцене, экране и в жизни возникает чувство полета?
- В жизни чувство полета возникает, когда влюблен. Но настоящий полет, наверное, редок - как в жизни, так и в театре. Он возникает всегда так неожиданно... Мне было интересно разобраться в этом вопросе, и я стал читать дневники своих великих предшественников, учителей, артистов... И понял, что никто из них не смог определить, когда чувство полета приходит и когда уходит. Просто ощущаешь некую свободу, которая дает тебе возможность совершать неожиданные, в том числе и для себя, поступки на сцене. По состоянию зрительного зала ты ощущаешь владение ситуацией. Такое редко бывает. Но бывает!