Еще с самого начала появления идеи "легкого метро" этот вид транспорта превозносился чуть ли не как панацея от всех транспортных столичных бед. Мол, и стоит в два раза дешевле обычного, и экологически чистое, и удобное. Но как только началось строительство, сразу же начали возникать вопросы "почему". Например, почему было выбрано относительно благополучное в транспортном отношении Бутово, в котором уже была станция метро "Бульвар Дмитрия Донского". Почему поезда, запущенные в рекордно короткие сроки, толком не были обкатаны. Почему, наконец, протянули ветку прямо между домов. Поезда проносятся с диким грохотом каждые две минуты. Те, чьи окна находятся в нескольких десятках метрах от рельсов, живут, как на полустанке. Им отведено только 3-4 часа ночной тишины для сна, когда у метро наступает технологический перерыв.
Особенно обидно то, что многие жители приехали в Южное Бутово из центра, чтобы жить ближе к природе. Многие пошли на этот шаг, чтобы поправить пошатнувшееся из-за жизни в шумном городе здоровье.
- Уехать отсюда уже невозможно, рассказала "РГ" Лидия Бидник, местная жительница, - наши квартиры стоят на 15-20 процентов дешевле всего остального жилья в Бутове. Как только покупатели видят за моим окном метро, он тут же уходят.
Местные жители считают, что их кругом обманули. Когда начались разговоры о новом метро, во-первых, им обещали, что ветка пойдет стороной, а во-вторых, обещали поставить дополнительные шумозащитные экраны. Этого не произошло. И даже стеклопакеты не предложили поставить. А между тем и центр Госсанэпиднадзора, и научный центр гигиены имени Эрисмана, проведя замеры шума, выяснил, что нормы превышены почти в два раза. После этого южнобутовцы подали в суд на метрополитен с просьбой устранить причины шума.
Суд, кстати, долго не хотел принимать дело к рассмотрению, заявляя, что жители выдвигают неконкретные требования, непонятно, что именно хотят пострадавшие, чтобы метро прекратило свою работу, что ли? И на предварительных слушаниях у судьи Ирины Шикановой возник только этот вопрос.
Как говорит Захар Едакин, адвокат жителей, они не должны говорить, что именно должен сделать метрополитен, они требуют, чтобы прекратился шум. А уж от чего он конкретно исходит, так это выяснять должна сама подземка. Жители же не технические специалисты, чтобы знать, что у них там шумит.
Но самое интересное, что и для профессионалов метрополитена, вопрос: откуда грохот? - большая загадка. В письменных возражениях на иск жителей написано, что поскольку Бутовская линия метрополитена - сложное инженерно-техническое сооружение, не имеющее аналогов в РФ, а также то, что отсутствует опыт эксплуатации "легкого метро", установить причину превышения допустимых уровней шума в жилых домах при движении поездов метрополитена в настоящее время не представляется возможным. То есть самим непонятно, что это у нас там шумит. Еще более непонятно, как так получилось, что в Москве оказалось построено сложное техническое сооружение, последствия работы которого для людей неизвестны. А пока же, хотя и метро и не знает источник шума, тем не менее все равно продолжает проводить работы по удалению стыков рельсов. Видимо, в надежде - авось поможет.
Представители метрополитена предложили призвать в качестве соответчика префектуру Юго-Западного округа, где создана рабочая группа, которая и должна определить, откуда именно происходит шум. Судья Шиканова с этим предложением согласилась и перенесла предварительные слушания на второе июня. "РГ" будет следить за развитием событий.