Автомобилестроительный концерн "Тойота" - единственный участник промышленного производства, входящий в пятерку самых масштабных и доходных транснациональных корпораций. Это первое из японских предприятий, чья годовая прибыль превысила 10 миллиардов долларов. Обогнав "Форд", "Тойота" стала вторым после "Дженерал моторс" производителем автомашин в мире.
Имея восемь конструкторских бюро и двенадцать заводов в Японии, а также свыше сорока сборочных предприятий в двадцати пяти странах мира, "Тойота" еще в 2000 году выпустила свой стомиллионный автомобиль. Неизменно лидируя среди японских производителей и занимая две пятых отечественного рынка, "Тойота" поставила себе амбициозную цель: к 2010 году завладеть 15 процентами рынка мирового.
"Тойота" создала за рубежом не только сборочные предприятия, но и конструкторские бюро, чтобы на месте разрабатывать модели, привлекательные именно для покупателей данной страны. Американцы, к примеру, любят элементы роскоши даже в недорогих машинах. Европейцы ценят удобство парковки. Азиаты - качество послепродажного обслуживания.
Диверсификация продукции с учетом особенностей местного спроса - важное, но не единственное слагаемое успеха "Тойоты". В довоенные годы Страна восходящего солнца наводняла азиатские рынки дешевыми, но некачественными товарами - вроде второсортного китайского ширпотреба, который нынче завозят нам "челноки". Сломать этот стереотип было чрезвычайно важно для творцов японского экономического чуда. Причем ключевую роль в решении этой задачи сыграли именно автостроители, и прежде всего "Тойота".
Еще в 70-х годах корпорация стала родоначальником системы "ККК" ("кружки контроля качества"). В свое время американец Эдвард Деминг предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. В США эту мысль проигнорировали. Зато "Тойота" и другие японские автомобилестроители осуществили идею о том, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, тем более противопоставлены друг другу. Дело не в том, чтобы наказать бракодела. Главное - выявлять и устранять причины возможных дефектов.
Когда кружки контроля качества выполнили свою задачу, их трансформировали в новый канал выявления творческой инициативы тружеников - в "систему полного производственного обслуживания" (ППО). При этой системе, которую первой внедрила тоже корпорация "Тойота", уход за оборудованием полностью передоверяется тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой техники между сменами сообща занимаются отработавшая и заступившая бригады.
На предприятиях, внедривших систему ППО, производительность труда почти удваивается, себестоимость снижается на треть, количество рационализаторских предложений возрастает в пять - десять раз. Главное же - в корне меняется психология людей, которые начинают сознавать себя хозяевами своего рабочего места, доверенной им техники.
Именно на ППО опирается новое "секретное оружие" японских автомобилестроителей. Это система "кайдзэн", то есть снижение себестоимости продукции усилиями всего коллектива.
По мнению японских менеджеров, победителем в конкурентной борьбе XXI века станет тот, кто полнее раскроет творческий потенциал коллектива.
Ссылка по теме: "Тойота" невского розлива, Доски почета в цехах "Тойоты".