Появившиеся не так давно DVD-проигрыватели уже обогнали по распространенности компьютеры, а мобильный телефон и вовсе перестал быть экзотикой - 45 процентов опрошенных заявили, что в их семье есть как минимум одна "трубка". Каждый третий опрошенный (35 процентов) утверждает, что никакой современной техники из предложенного социологами списка в его семье нет.
23 процента опрошенных хотели бы приобрести легковой автомобиль. Почти столько же - 20 процентов - были бы не против приобрести домашний компьютер. А вот мобильные телефоны и видеомагнитофоны редко оказываются предметами вожделения: эти товары в первую очередь приобрели бы только 8 и 3 процента опрошенных соответственно, может быть, потому, что в семьях с хорошим достатком они уже есть.
Выяснилось, что лишь каждый пятый россиянин работал на компьютере и всего 8 процентов знакомы со "всемирной паутиной". В Москве знакомы с компьютером не понаслышке 47 процентов.
Лишь 4 процента опрошенных совершали за последние 2 - 3 года поездки за границу. Доля россиян, посещавших спортивные клубы и фитнес-центры, составляет 4 процента.
Что касается новых экономических реалий и, в частности, сферы денежного обращения, то 12 процентов опрошенных имеют опыт получения банковских кредитов, 8 - расплачивались за товары или услуги посредством кредитных пластиковых карт, 2 процента россиян за последнее время вкладывали свои средства в ценные бумаги.
Первым барьером на пути к благам и достижениям современной материальной цивилизации для россиян является безденежье. Среди опрошенных, семейный доход которых не превышает 3000 рублей в месяц на человека, "свободных средств" не бывает у 63 процентов. Но и среди более обеспеченных 40 процентов "лишними деньгами" не располагают. Наиболее велика доля людей со свободными деньгами в Москве (66 процентов), а наибольшая доля россиян без свободных средств - среди сельских жителей (64 процента).
Большинство тех, у кого в руках периодически оказываются "свободные деньги", стремятся немедленно их потратить. Только 4 процента опрошенных (каждый десятый из тех, у кого имеются свободные средства) озабочены тем, чтобы их деньги "работали", приносили доход: они заявили, что вкладывают свои свободные средства в бизнес, ценные бумаги. 14 процентов говорят, что предпочитают откладывать появляющиеся у них свободные деньги, но чаще не в банк, а "в чулок" или "под подушку".
Откладывание денег остается наиболее популярным вариантом распоряжения свободными средствами. Когда опрошенных попросили решить, как бы они потратили "неожиданно полученную" крупную сумму денег, 35 процентов заявили, что они отложат эти деньги или "про запас, на черный день", или на дорогие покупки в будущем. 10 процентов готовы пустить эти деньги "в работу" - положить полученную сумму в банк под проценты, приобрести акции или другие ценные бумаги. Тратить деньги люди предпочитают на предметы домашней обстановки - мебель и бытовую технику (24 процента). Компьютеры и видеотехника привлекают гораздо меньше - на них "шальные" деньги потратили бы только 7 и 6 процентов опрошенных соответственно. На собственные развлечения, в том числе заграничные путешествия, готовы потратить "свободные средства" 8 процентов россиян.
Каждый пятый потратил бы "свободные деньги" на укрепление здоровья - своего или близких.
С одной стороны, это говорит о деградации бесплатной медицины (и осознании этого факта респондентами), с другой - о том, насколько проблема здоровья населения является на сегодня актуальной.