Напомним, что в конце апреля правительство не смогло определиться и решить, нужно ли менять действующую систему сбора акцизов. Поправки предлагались, отметим, весьма радикальные.
Так, рассматривалась возможность отмены системы акцизных складов. Напомним, что с вступлением с 1 января 2001 года в действие части второй Налогового кодекса хранение, транспортировка и поставка покупателям алкогольной продукции, производимой на территории России, осуществляется в соответствии с условиями режима налогового акцизного склада. Этот режим предполагает, что вся продукция до момента ее реализации находится под контролем налоговых органов и подлежит маркировке региональными специальными марками.
Тогда было установлено, что при продаже налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции со своего акцизного склада непосредственно в розничную торговлю организация уплачивает акциз в размере 100 процентов установленной ставки и маркирует продукцию как специальными, так и региональными специальными марками. Если реализация продукции осуществляется с акцизного склада - обособленного структурного подразделения налогоплательщика, налогообложение и маркирование продукции осуществляются по месту реализации такой продукции.
При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции на акцизные склады других организаций налогообложение осуществляется в размере 50 процентов установленной ставки.
Эта система была призвана исполнять не только фискальные функции, но и служить для надзора за оборотом. Однако сейчас появились серьезные сомнения в ее эффективности. По мнению вице-премьера Александра Жукова, систему необходимо принципиально менять. Взимать акцизы с ликеро-водочных заводов, число которых около 200, гораздо проще, чем со складов, которых в десять раз больше, считает вице-премьер. Однако тут возникает другая проблема - перенос взимания акцизов на ликеро-водочные заводы будет означать увеличение конкурентоспособности импортной продукции, которая не будет облагаться акцизами. Выходом из этой ситуации могло бы стать увеличение импортных пошлин, но в связи со вступлением России в ВТО тут есть определенные ограничения.
Напомним, что рассматривается возможность замены комбинированной ставки акциза на фиксированную, которая действовала в нашей стране до 2003 года. Тогда взималась фиксированная сумма с каждой тысячи произведенных сигарет. Затем была введена комбинированная ставка: 5 процентов от отпускной стоимости плюс 60 рублей за 1 тысячу сигарет с фильтром и 23 рубля - без фильтра. По мнению экспертов, платить акцизы по комбинированной ставке выгодно производителям дешевых сигарет, а для изготовителей дорогих табачных изделий предпочтительней фиксированная ставка.
По информации ФНС, производители сигарет регулярно занижают отпускные цены, реализуя табачные изделия аффилированным компаниям. Эти фирмы закупают сигареты по цене в два раза ниже той, по которой затем перепродают их распространителям. В результате только в прошлом году казна недосчиталась 700 миллионов рублей. По словам Сергей Шаталова, 2006 год для реализации новой схемы взимания налога уже упущен, и эти предложения будут реализованы уже в 2007 году. Возможно, это и неплохо: у власти будет время обсудить эти предложения со всеми заинтересованными сторонами. А пока будут повышены ставки акциза на сигареты на 15 процентов.
Дмитрий ЧЕРНИК,
ПРЕЗИДЕНТ ПАЛАТЫ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ
- Допустим, мы перенесем адвалорную часть налога на розницу. Что такое розница? Это любой киоск у метро, отдел магазина. Первый вопрос - каким образом осуществить контроль. Мы возложим на Федеральную налоговую службу задачу неразрешимую и заведомо непосильную. Более того, у нашей страны опыт такой работы уже есть. В 2003 году мы перенесли главную тяжесть акцизов на бензин с товаропроизводителей, нефтеперерабатывающих заводов, на торговлю. И получили огромное количество налогоплательщиков, неподвластных налоговому контролю.
Но главный вопрос, который у меня возникает: а для чего вообще нужна адвалорная часть налога? Вообще, в большинстве стран принято облагать табачные изделия исходя из суммы в деньгах на 1000 штук. Единственное, их можно дифференцировать. Адвалорная часть налога, когда она идет к оптовой цене, приводит, во-первых, к наличию схем, которые позволяют уходить от налогов. И, во-вторых, в любом случае адвалорная часть налога приводит к тому, что самые большие налоги платят те, кто выпускает наиболее дорогие сигареты, а следовательно, наиболее качественные. И мы можем получить огромный объем низкосортной продукции.
Теперь о возможности переноса взимания акцизов на ликеро-водочные заводы. В целом это целесообразно. Как бывший налоговик-практик я всегда говорю, что гораздо легче взимать с производителей, чем с торговли, и гораздо легче взимать акциз с 300 плательщиков, чем с 300 тысяч.