"РГ" и "РБГ" давно отслеживает каспийскую нефтегазовую тематику (по архивным документам, кстати, такой проект планировали Германия с Турцией еще в 1941 - 1943 годах после разгрома и раздела СССР). Мы утверждали, в частности, что каспийская нефть - "лишняя" не только для индустриальных государств, резервы которых давно переполнены импортной нефтью, но и по очевидным причинам для стран - членов ОПЕК, особенно для Саудовской Аравии.
Вот мнение посла Турции в РФ Куртулуша Ташкента: "Один из важнейших проектов, в которых заинтересованы Турция и некоторые ее соседи по СНГ, - это нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, который планируется ввести в действие в этом году. Такая артерия укрепит позиции многих государств на мировом рынке энергопродуктов и транзитных услуг. Региону нужны новые энергетические маршруты". Как свидетельствует мировая экономическая история, западные державы и фирмы не считаются с издержками, если главная цель нефтегазовых проектов - укрепление геополитических позиций западных держав. Тому пример - нефтепроводы и нефтяные концессии американских фирм на западе Парагвая с 1950-х годов, где пока не добыто и не вывезено ни одного литра нефти. Зато этот регион "изобилует" военными и разведывательными объектами США.
Схожий пример - построенные западными компаниями в 1946 - 1976 годах трансаравийские нефтепроводы в Ливан, Сирию, Египет, Израиль и Турцию, фактически принадлежащие фирмам США и Великобритании. Хотя эти артерии часто работают лишь с 35-процентной загрузкой, конфликты в означенном регионе позволяют западным державам вводить туда свои войска, вмешиваться во внутренние дела "транзитных" и соседних "добывающих" стран.
Хотя участвующие в каспийских проектах западные компании в последние годы не гарантируют стабильной востребованности каспийской нефти, готовится пакет соглашений Турции, Грузии, Азербайджана, США и Великобритании о совместной защите этой "трубы" и прилегающего региона в случае обострения там военно-политических конфликтов. Примечательно, что именно в канун заполнения первой нитки этой артерии Грузия потребовала ускоренной эвакуации военных баз России, расположенных, кстати, вблизи грузинского участка трубопровода.
Около половины собственности 1750-километрового нефтепровода Баку - Тбилиси - Эрзурум - Джейхан принадлежит британским и американским фирмам, они же - его главные инвесторы. Среднегодовые транзитные доходы Турции и Грузии по этому направлению оцениваются соответственно в полтора миллиарда и в 650 миллионов долларов, но при минимум 70-процентной загрузке всех ниток нефтепровода. Американо-британо-турецкие планы предусматривают, что после 2009 года свыше 65 процентов совокупного объема азербайджанской и казахстанской нефти, предназначенной для экспорта, будет перекачиваться через Джейхан. То есть в обход Северного Кавказа (Новороссийск и Туапсе) и Босфора с Дарданеллами, где Турция вводит ограничения на танкерный транзит под экологическими предлогами. Среднее расстояние трубопроводной перевозки нефти с Каспия до Восточного Средиземноморья через Джейхан на треть короче по сравнению с нефтепроводами из Азербайджана и Казахстана через Северный Кавказ.
Важно и то, что Турция и западные структуры субсидируют низкие транзитные тарифы на азербайджано-грузино-турецкой артерии: пока они почти на треть меньше, чем на северокавказских нефтепроводах.