Автор доклада поразил членов кабинета министров несколькими яркими штрихами, раскрывая картину состояния дел. В частности, он сообщил, что более 75 процентов месторождений нефти и газа на суше России уже вовлечены в освоение и их выработанность приближается к 50 процентам. Средние запасы одного открываемого на суше месторождения по сравнению с 1975 годом снизились в пять раз. В результате накапливается дефицит качественных месторождений углеводородного сырья, который уже к 2015 году может привести к исчерпанию рентабельных запасов нефти.
При этом возможности страны по-прежнему велики. Россия пока добывает на шельфе меньше 0,5 процента нефти (на шельфе Сахалина), хотя располагает самым большим в мире континентальным шельфом- площадью 6,2 миллиона квадратных километров. Причем 4 миллиона из них считаются весьма перспективными в отношении залежей нефти и газа: там может быть до четверти мировых запасов углеводородов. Герман Греф заметил даже, что "мы уже упустили время, когда надо было начинать осваивать шельф". Для освоения месторождений во всех перспективных регионах необходимо создание соответствующей производственной инфраструктуры, в первую очередь транспортной: портов, танкерного флота, платформ, трубопроводов, современных дорог наконец.
Ожидаемый суммарный доход РФ от реализации Стратегии, по оценкам МПР, составит 105-135 миллиардов долларов США.
Принципиальный спор на правительстве возник, по сути, по одному вопросу: членам кабинета показалось, что Ю.Трутнев намерен создать чуть ли не "национальную компанию" или "гиперкомпанию" по освоению шельфа, а можно найти "иные способы концентрации государственных усилий".
На фоне вялотекущей государственной инвестиционной политики заявления МПР звучат многообещающе. После нескольких лет эйфории на фоне сумасшедших мировых цен на нефть и роста ее добычи прозвучала трезвая оценка необходимости реализации крупных проектов на шельфе для стабильного энергообеспечения страны. Но только силами государства этого не добиться, а значит, нужны масштабные частные инвестиции, в том числе - иностранные. А для привлечения инвестиций на шельф, по заключению МПР, "базовой формой являются соглашения о разделе продукции". Если, конечно, при этом законодательство о СРП довести до ума. Предлагается не просто упростить процедуру заключения СРП, но и использовать для экспертизы, подготовки и контроля за исполнением соглашений специализированную структуру в виде госкомпании.
Сегодня, по оценкам МПР, еще до начала реализации любого СРП необходимо пройти аж 28 этапов подготовки и согласований. В итоге процедура заключения СРП неизбежно растягивается в лучшем случае на 2-3 года. А потом раздаются голоса, что СРП в России не оправдал возлагавшихся на него надежд, что это какой-то "неправильный" правовой режим. Несомненной заслугой МПР стало жесткое заявление о том, что необходимо дебюрократизировать процесс заключения СРП на основе передового мирового опыта в отношении разработки шельфовых месторождений и создать рациональную структуру государственного управления СРП - режим, существенно упрощенный.
Напомним, что Дума фактически законсервировала режим СРП в середине 2003 года, приняв соответствующие поправки в Налоговый кодекс и в Закон о СРП. Теперь правительство согласилось с тем, что СРП позволяет привлечь инвестиции в самые сложные морские проекты, но ведь и месторождения на суше не меньше нуждаются в этом инвестиционном режиме. Кстати, именно таким путем в свое время прошли китайцы: сначала, еще в начале 80-х годов прошлого века, опробовали механизм СРП на шельфовых месторождениях, а потом перенесли его и на сушу.
Из-за внутренней организационной неразберихи Россия потеряла целых 10 лет для заключения инвестиционных договоров на условиях раздела продукции. Режим СРП пригоден не только для экстремальных условий, но и в более простых случаях: например, когда речь идет о мелких, истощенных или обводненных месторождениях. Жаль, если потребуется еще несколько лет, прежде чем начнется широкое использование СРП не только для морских проектов, но и на суше.
Заявления о том, что при разработке месторождений на шельфе обязательно участие государственной компании, означает, что вводится ограничение на участие частного капитала. Ему достанется то, что не заберет госкомпания. Одновременно появляются ограничения и для иностранного капитала. Да и СРП, как предлагает МПР, будет применяться только для морских проектов. Так что налицо политика полумер, и обсуждается в основном проблема упрощения процедуры подготовки и заключения соглашений, в то время как нужно было бы кардинально исправлять все законодательство о СРП, испорченное в последние годы. Кстати, если власти в очередной раз признали, что СРП - наиболее удобный механизм для привлечения инвестиций, то возникает вопрос: кто несет персональную ответственность за 10-летний вынужденный "простой" этого режима в России?
Нужно трезво оценивать возможность участия государственных компаний во всех шельфовых проектах, чтобы это условие не затормозило их реализацию. Во-первых, нельзя исключать возможность приватизации этих компаний в будущем. Во-вторых, пока не ясна конфигурация государственной собственности в ТЭК - дискуссия о форме объединения "Газпрома" и "Роснефти" в самом разгаре. И, в третьих, нужно иметь в виду, что по итогам 2004 года долги этих компаний достигают десятков миллиардов долларов. Очевидно, что при таких долговых обязательствах у них будут серьезные проблемы с привлечением крупных средств для освоения шельфа и, как следствие, у их партнеров по бизнесу. В интересах России максимально устранить все возможные риски инвестора - тогда и экономические условия соглашений будут наиболее выгодными для страны - у инвестора не будет необходимости закладывать эти риски в цену контракта.
И наконец принципиальный вывод, который сделал Ю.Трутнев: "Только мерами, находящимися в компетенции МПР России, достичь серьезного прорыва в вопросе освоения российского шельфа невозможно. Мы убеждены в том, что без принятия другими органами федеральной исполнительной власти комплекса скоординированных мер, коренных изменений в вопросе освоения арктических морей не удастся".
Вот и наступает момент истины: смогут ли власти добиться "скоординированных мер", сохранит ли МПР свой позитивный напор?