Президент еще раз разъяснил свое Послание

Еще ни разу за пять лет своего президентства Владимир Путин не уделял такого пристального внимания собственному Посланию Федеральному Собранию. За три недели, которые прошли с момента оглашения очередного Послания, опираясь на сказанное, он успел подготовить и передать перечень из 15 поручений правительству и раздать в прошедший понедельник в Челябинске конкретные задачи главам регионов, входящим в Уральский федеральный округ. Не исключено, что подобные совещания в ближайшее время пройдут и в остальных округах РФ. А вчера ключевые элементы своей новой программы действий президент напомнил и руководителям обеих палат парламента.

Парламентарии, как никогда ранее, очень серьезно готовились ко вчерашней встрече с Путиным.

В Совете Федерации даже провели отдельное заседание, посвященное президентскому Посланию. А спикер Госдумы накануне встречался с руководителями фракций, чтобы подготовить своих коллег к серьезному разговору. И все же вчера в Кремле Путин начал с того, что еще раз повторил главные задачи. Зарплаты бюджетникам в следующие три года должны быть повышены не менее чем в полтора раза. Необходимо создать условия для повышения в РФ инвестиционной активности. Государственные СМИ надо нацеливать на равный к ним доступ всех политических сил. Для этого президент пообещал провести с представителями каналов и изданий "соответствующую работу". К тому же в Общественной палате будет создана специальная комиссия по делам печати, напомнил глава государства. И, наконец, президент в очередной раз высказался за повышение влияния политических партий в обществе, добавив, что вопрос о новом порядке наделения полномочиями глав регионов (в качестве одного из кандидатов может быть предложен представитель победившей на региональных выборах партии) будет вынесен на Госсовет. Кроме того, он считает необходимым законодательно закрепить возможность и процедуру парламентских расследований.

С руководством палат парламента Владимир Путин встречается достаточно часто - примерно раз в два-три месяца. Однако никогда ранее ни лидеры думских фракций, ни тем более руководство Совета Федерации так долго не задерживались в президентском кабинете. "В исполнении Послания очень важную роль будет играть правительство, но без Федерального Собрания мы этих задач не решим. Мы уже накопили позитивный опыт взаимодействия, и я рассчитываю, что он поможет нам в сегодняшней и дальнейшей работе", - заметил президент и уединился с руководителями палат на пять часов.

Заявления политиков после завершения встречи были весьма многообещающими. Пожалуй, впервые результатами разговора были довольны все, в том числе и оппозиционные политические силы. Наиболее воодушевленным итогами беседы с президентом оказался Дмитрий Рогозин: "Сегодня, по сути, был создан политический совет национальной безопасности. Если этот формат будет сохранен, то эти встречи будут способны консолидировать общество. Президент сделал реальный шаг к демократизации общества". Лидер КПРФ Геннадий Зюганов не делал столь громких заявлений. И все же и он явно не только смог полностью высказать президенту все свои претензии, но и услышал от Владимира Путина то, чего хотел: "Подобные встречи помогают выработать общую линию всем ветвям власти, чтобы удержать ситуацию в стране. События, произошедшие на Украине, в Киргизии и Узбекистане обязывают нас всех быть бдительными и умными".

Главы обоих палат парламента предпочли сообщить журналистам более конкретные подробности встречи. Спикер Госдумы Борис Грызлов, к примеру, рассказал о том, что все участники мозговой атаки в Кремле согласились с тем, что предлагать свою кандидатуру главы региона президенту должна не победившая на региональных выборах партия, а парламентское большинство местного Законодательного собрания. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что будут созданы единые рабочие группы обеих палат парламента и правительства для реализации положений Послания. Кроме того, он заявил, что в скором времени появится новая редакция Закона о парламентских расследованиях. Правда, участники встречи, по словам Миронова, договорились о создании не постоянных, а временных комиссий для проведения расследований по каждому конкретному случаю.

Резко ускорится и работа над проектом нового закона о СМИ, о которых, по признанию участников встречи, говорили "очень много". А зарплата для бюджетников может быть увеличена не в полтора раза, а значительно больше. "Владимир Путин сказал, что если будет экономическая возможность и хорошая экономическая конъюнктура, то тогда на этой цифре - полтора раза - можно будет не останавливаться", - добавил Сергей Миронов. И все же в заключение и он не смог скрыть эмоций: "На встрече я был свидетелем полного единодушия обеих палат Федерального Собрания. Мы нашли общий язык. Разговор был удивительным по открытости".

   мнения

Валерий Хомяков,
генеральный директор Совета по национальной стратегии:

- Впервые президент взялся сам руководить процессами реализации идей, чего раньше в принципе не было. И это заметный плюс. Связано такое решение в первую очередь с тем, что он прекрасно понимает: на следующих после постановки задач этапах многие вещи благодаря чиновникам просто выхолащиваются. Поэтому глава государства в своем Послании достаточно жестко высказался не в пользу чиновничества и бюрократии.

У нас все живут сами по себе: народ - отдельно, президент - отдельно, а вся чиновничья братия - заодно. Сидят чиновники в министерстве финансов и понимают, что отменить налог на наследство можно, но, значит, надо как-то возместить потери. С одной стороны, они должны исполнять президентскую волю, а с другой - им придется отчитываться перед главой государства за более серьезные экономические результаты. Президент же, хоть и пытается, не может контролировать все, поэтому и поручает соответствующую работу чиновникам.

В России существует два взаимосвязанных центра законотворческой инициативы - Государственная Дума и правительство. Причем в обязанность депутатов входит контроль над деятельностью кабинета министров. Но, по существу, Госдума, пытаясь демонстрировать себя как защитника народных интересов, выступает с правительством заодно, при случае дистанцируясь от тех идей, которые непопулярны в народе. Как это, например, было с реформой льгот населения.

Георгий Сатаров,
президент фонда "ИНДЕМ":

- Есть общая проблема любой инновации, как бы мы ее ни называли - реформой, новыми поправками в законодательство или еще как. Они не публичны и не технологичны.

Достоянием общественности они становятся только в той степени, в которой лично президент их озвучивает, но затем теряются во мраке и снова появляются на суд граждан уже на выходе, когда вступают в силу.

Из-за закрытости всего процесса проблема отсутствия технологии принятия и решения задач не столь очевидна. Вместе с тем у нас отсутствуют система выявления и анализа проблем, постановка идеального образа будущего по конкретным задачам, простейший набор мер и конкурирующих программ, способных по-разному подходить к выполнению президентских заданий, и, наконец, прозрачная процедура их внедрения в жизнь.

Когда президент сказал, что нужно отменить налог на наследство, он ведь не сформулировал четко, зачем это надо. И вообще решение было странное, потому что во многих странах такой налог действует, причем в прогрессивной шкале. Кстати, в свое время в США благодаря налогу на наследство качественно развилась благотворительность, поскольку многие предпочли даровать свои средства на сторону, нежели платить высокий налог.

В отсутствие явно продекларированных целей и технологий их реализации может происходить все, что угодно. И это сложно назвать саботажем - проблема в самой системе принятия и воплощения идей.

Борис Макаренко,
первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

- Трудно оценивать юридические моменты этих решений, но политическая логика понятна: это нормальный инстинкт бюрократа. Бюрократ всегда будет защищать свою значимость, и если нельзя это делать по-большому и в открытую, то, значит, надо выбирать другие пути. И хоть президент объявил некую войну чиновничьему клану, одним Посланием их все равно не победить.

Считать, что те же депутаты сознательно торпедируют президентские задачи, мы не можем. Если брать букву Конституции, то депутаты свободны в своем творчестве, а президент не имеет права писать законы. В то же время он подписывает законопроекты и всегда может наложить на любой из них вето. Саботажем это выглядело бы, только если бы мы смирились с мыслью, что Дума - это отдел администрации президента по написанию законов.

Пока мы ведем разговор о вещах более или менее понятных, а дальше пойдут куда более концептуальные вопросы. Будет интересно посмотреть, как Госдума будет переписывать Закон о гражданстве. Один раз уже приняли плохой документ, лоббировавшийся интересами силовиков, что его пришлось корректировать. Но даже с поправками закон не соответствует интересам страны. Президент ведь отмечал в Послании, что невозможно спокойно законным путем стать гражданином миграции, что мешает привлечению квалифицированной рабочей силы.

Беда в том, что во многих случаях приходится исправлять прежние ошибки, которые, как на грех, в течение многих лет лишь усиливали господство бюрократии.