Выборы мэра Омска вполне могут претендовать на звание политической сенсации года. В изложении местных журналистов и политологов сенсацией стало выдвижение кандидатами в мэры Омска сразу 22 работников радиозавода имени Попова. Когда в один день кандидаты от радиозавода зарегистрировались по залогу в 150 тысяч рублей, большинством наблюдателей это было истолковано как черная политтехнология. Теперь же, по прошествии месяца с того момента, как состоялась инаугурация нового мэра Омска Виктора Шрейдера, кандидата, поддержанного омским губернатором Леонидом Полежаевым (в победе которого никто не сомневался), ответ на главный вопрос, чего же хотели кандидаты от радиозавода имени Попова, стал очевиден.
Но для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит напомнить основные пункты единой предвыборной программы кандидатов-заводчан. Таких пунктов было три.
Первое - отмена прямых выборов и назначение мэра Омска. Тем самым, считали кандидаты, будет сформирован центр ответственности региональной власти, и ставшая уже привычной схема для Омска "плохой мэр - хороший губернатор" потеряет всякий смысл.
Второе - немедленное проведение независимого комплексного аудита финансового и хозяйственного состояния Омска, а также социальной аттестации (проверка на соответствие своим должностям чиновников городской администрации).
Общественность Омска должна знать, считали кандидаты, о реальном состоянии дел в областном центре.
Третье - персональная ответственность как исполнительной, так и законодательной власти. Кандидаты считали, что за все происходящее в Омске и Омской области, наряду с губернатором и мэром, отвечают депутаты Законодательного собрания и Городского совета.
Не стоит сомневаться: ответы на все три пункта программы "радиокандидатов" интересовали каждого омича. Разве кто-то ответил горожанам, почему Омск в результате бюджетных, информационных и других войн между прежними мэрами областного центра и губернатором превратился в никому и ничем не интересную территорию. А кто из депутатов Заксобрания и Горсовета ответил своим избирателям за то, что в 2003 году году Омск девять месяцев был без бюджета, а в нынешнем году бюджет был принят только в конце апреля? А кто из чиновников городской администрации предыдущего мэра ответил за бессовестную распродажу муниципальной собственности по специальному 360-му постановлению?
Кандидаты-заводчане своими пунктами предвыборной программы просто задали вопросы, которые давно назрели в омском сообществе. Причем все эти пункты предвыборной программы кандидатов были обсуждены в полуторатысячном коллективе предприятия. Люди дали "добро".
Форма, в которой были заявлены требования омичей - работников радиозавода, - выдвижение 22 кандидатов, несмотря на свою необычность, оказалась единственно верной и максимально эффективной. Власти некуда было деваться, пришлось выслушать и прислушаться. Прислушаться к тому, что говорил генеральный директор радиозавода имени Попова Иван Поляков, ставший доверенным лицом всех 22 кандидатов и представивший их программу омской прессе.
Вот и ответ на вопрос "Чего хотели кандидаты от радиозавода имени Попова?". Они хотели сказать о том, что их не устраивает в управлении Омском, и были услышаны. Это им удалось. Им удалось провести общественную экспертизу управления областным центром, и это изменило политическую конфигурацию в регионе.
Сомнений в том нет никаких.
Сразу после выборов стало понятно, что формирование центра ответственности в Омском регионе - свершившийся факт. "Область готова разделить и разделит с городской властью бремя ответственности за все перемены, которые ждут омичей", - сказал на инаугурации Виктора Шрейдера губернатор области Леонид Полежаев. Что ж, теперь понятно, кто за все отвечает в Омске и Омской области.
Тезис о проведении аудита был озвучен новым мэром Омска Виктором Шрейдером на первой после избрания пресс-конференции. "В ближайшее время будет проведен аудит состояния дел в городском хозяйстве, при необходимости к проверке будут привлечены независимые аудиторы", - пообещал Виктор Шрейдер. Большая часть чиновников, пригревшихся в команде у бывшего мэра Омска Евгения Белова, была уже заменена.
Эти перемены позволяют сказать и о других результатах предвыборной кампании 22 кандидатов и их единственного доверенного лица - Ивана Полякова. Оказывается, власть реагирует на общественную экспертизу, принимает критику и исправляется. Только кого попало власть слушать не будет. Тут востребован профессионал, который подбирает правильные аргументы, воспринимает сигналы, посылаемые власти обществом. Иван Поляков такие сигналы на своем предприятии услышал и как общественную экспертизу предъявил региональной власти. И тут уж как ни крути, если власть в ответ на сформулированные Иваном Поляковым пункты общественной экспертизы реагирует и использует их в своей работе, значит, на заводе имени Попова сформирован центр политического влияния, и представляет его генеральный директор предприятия Иван Поляков.
Почему в предвыборный период рядом с Иваном Поляковым не оказалось никого из омской так называемой элиты - это вопрос ее качества. Значит, нет там людей, способных вести диалог с властью и представлять интересы сообщества.
Омский губернатор как человек, руководящий регионом более 15 лет, не может не понимать, что формирование этих двух центров - центра ответственности власти и центра политического влияния - самый большой, но не окончательный шаг на пути качественного изменения Омского региона. Если теперь с Омском все внятно и понятно, то остается проблема разделения полномочий губернатора Омской области и председателя правительства Омской области. Сейчас омский губернатор их совмещает, но такое сидение на двух стульях, по мнению многих жителей области, неэффективно. Потому что позволяет чиновникам уйти от ответственности за порученное дело, ведь в конечном счете за работу правительства отвечает губернатор. Свое мнение на этот счет Иван Поляков высказал еще в ходе предвыборной кампании Виктора Шрейдера. "Полномочия губернатора и председателя правительства должны быть разделены, только это сможет сформировать персональную ответственность в областном правительстве", - заявил тогда господин Поляков. А то, что такой ответственности в областном правительстве пока нет, для генерального директора радиозавода имени Попова очевидно.
"В качестве единственного выхода мы видим отставку областного правительства, предложение новой программы развития ВПК и наукоемкого производства в регионе",- сказал, комментируя ситуацию с недавним банкротством "Омсктрансмаша", Иван Поляков.
Большой проблемой в самое ближайшее время может стать и Горсовет, подолгу решающий многие проблемы (например, бюджет этого года принимался четыре месяца), и лояльное к нему Законодательное собрание. Горсовет стагнирует. Да и Заксобранию нужны профессиональные люди, воспринимающие вызовы общества и умеющие их сформулировать. В идеале такой представительный орган, точнее, его руководитель, и должен стать центром политического влияния в регионе.
Впрочем, влиятельными в политике не становятся по указке, в Омской области это место уже занято по праву.