Некачественно учат 140 тысяч российских вузов и школ

По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, многих абитуриентов и их родителей волнуют вопросы качества образовательных услуг, предлагаемых вузами. И, как подчеркнул глава ведомства, именно неудовлетворенность качеством является главной причиной реформирования образования. В последнее время Рособрнадзор провел серию проверок вузов.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Геворкян рассказала о результатах комплексной оценки деятельности 1100 вузов и их филиалов. Чтобы исключить субъективизм при выборе объектов, проверялись все образовательные учреждения региона. Внеочередные проверки проведены в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях, где проверены 125 вузов и филиалов. Лишь пятая часть полностью выполняет лицензионные требования и обеспечивает должное качество образования.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Павел Кондрашов доложил об инспекторских проверках в системе общего среднего образования. 35 комплексных проверок в семи субъектах Федерации выявили здесь типичные нарушения. Это ликвидация или реорганизация образовательных учреждений без экспертизы социальных последствий для детей. Плохо ведется работа по возвращению за парты детей, которые по разным причинам не ходят в школу. Очень часто ущемляются права сирот. Неправильно оформляют уставы, нарушаются правила приема, обучения и отчисления детей.

Коллегия подняла вопрос об эффективности работы и самого Рособрнадзора. Основная задача инспекционной службы - выявить недостатки, сформировать требования и критерии качества. Однако, как считает министр, пока Рособрнадзор не решает этой задачи. Подчеркивалось, что системный надзор за соблюдением законодательства не ведется, квалифицированных кадров в этой области не хватает, работа с жалобами граждан зачастую формальна. Причем члены коллегии отказались признать изъяны нормативно-правовой базы достаточным основанием низкой эффективности службы. Министр потребовал от Рособрнадзора в кратчайшие сроки разработать меры по сохранению единства образовательной системы и ее совершенствования. "Мы должны знать, почему 140 тысяч образовательных учреждений страны не соответствуют сформулированным критериям качества", - заключил Андрей Фурсенко.