По его результатам, представленным в докладе Центра мониторинга и статистики образования минобрнауки "Информика", аудиторная нагрузка по чтению, письму и литературе у российских школьников заметно выше, чем в других странах. По математике и естественным наукам эта нагрузка тоже выше, но не намного. По социальным наукам - немного ниже. А вот иностранным языкам, искусству, физкультуре и труду в российской школе уделяется гораздо меньше времени, чем в других странах, даже со средним уровнем доходов.
По мнению одного из авторов доклада, руководителя Центра мониторинга и статистики минобрнауки Марка Аграновича, отсюда нельзя делать жесткий вывод, что русский язык и литературу в учебных планах надо сокращать. Однако искусство с физкультурой также необходимы школьникам.
Мы попросили прокомментировать результаты исследования директоров школ. Вот что сказал в интервью "РГ" директор московской "Школы самоопределения" Александр Тубельский:
- Есть опасность, - считает Александр Наумович, - что если сократить на 25 процентов учебный план, что сейчас собираются делать, чтобы избежать перегрузок детей, то скорее всего "жертвой" этого сокращения будут как раз изобразительное искусство, музыка и труд. Физкультуру, может, и не тронут.
Такое пренебрежение к предметам эстетического цикла - следствие технократического мышления, которое культивировалось в нашей стране с тридцатых годов прошлого века. И, конечно, мы идем здесь вразрез с тенденциями в мировом образовании.
Мало того, мы убеждены почему-то, что логический тип мышления является преобладающим. На самом деле это не так, что подтверждается многочисленными исследованиями. Любой вдумчивый учитель знает, что бывают дети с разным типом нервной системы, которые разными способами усваивают материал. Очень многие ребята усваивают его как раз образами. А мы сейчас и в дошкольных учреждениях умудряемся преподавать математику и логику. Вот и вырастают ущербные люди.
Как бы я поступил с учебной программой, будь я разработчиком госстандартов? Я бы в 9 классе закончил обязательное изучение математики и учил бы этому предмету только тех, кому она пригодится в дальнейшем. А у остальных ребят развивал бы другие сферы.
Что касается иностранного языка, то я не стал бы ему уделять много времени в школе. Помните, когда-то в школе было автодело, а теперь его нет. Почему? Открыто множество автошкол, где каждый может при желании научиться водить машину. Так же и с иностранным языком: человек, которому нужен язык, может его выучить на курсах, которых сегодня великое множество. За два-три часа в неделю язык все равно не выучишь.
А вот трудовое воспитание в программе необходимо. Когда все школы закрывали свои мастерские, мы, наоборот, усилили трудовое воспитание. У нас большой трудовой комплекс. Наши выпускники могут своими руками сделать даже довольно сложную работу. Это важно для всех. У нас и девочки занимаются слесарным и столярным делом. У Сухомлинского есть такое выражение: "думающая рука". Я убежден, что ручной труд во многом формирует мышление. Некоторые ребята, которым трудно даются абстрактные предметы, с удовольствием делают что-то своими руками. Да и стране нужны не только высоколобые физики, философы и лингвисты, но и рабочие, и медсестры. Во многих цивилизованных странах эти профессии весьма уважаемы. У нас к ним пока другое отношение. Так что я бы усилил в школе трудовой и эстетический цикл.
А вот директор московской школы N204 Галина Клименко считает, что на школу нельзя в полном объеме возлагать задачи, которые традиционно у нас выполняют различные кружки и студии. В первую очередь школа учит. Есть учреждения, которые должны целенаправленно заниматься эстетическим воспитанием (дворцы творчества, музыкальные и художественные школы). В Москве с этим пока все в порядке. Но ни в коем случае нельзя допустить поголовной платности таких кружков и студий. Тогда от эстетического воспитания будут отрезаны многие талантливые дети.