Корни Голливуда ведут в Рыбинск

Это уже второй «экзотический» музей города. Летом прошлого года здесь открылся музей «Нобели и нобелевское движение». Известно, что Нобели в Рыбинске держали ряд контор и перевалочных баз для нефти.

Конечно, не факт, что меценаты лично бывали в Рыбинске, зато их нефтяной конторой заправлял прадед Ильи Авербаха. Прадед известного режиссера Сергея Соловьева возглавлял местную гимназию. Предки видных фигур отечественной киноиндустрии братьев Михалковых жили здесь в усадьбе Петровское.

Более того, оказывается, отцы американской киноиндустрии, основатели древнейших и известнейших кинокомпаний Metro – Goldwin – Mayer и XX Century Fox, с которых, собственно, и начался Голливуд, Джозеф и Николас Шенки росли в поселке Рыбинского пароходства, где работал приказчиком их отец, Хаим Шенкер.

Рыбинские корни обнаружились у режиссера Станислава Ростоцкого, Евгения Стеблова, актера театра Моссовета Бориса Иванова, известного оператора «Ленфильма» Сергея Ландо. Отец Олега Янковского работал на Волгострое, Александр Збруев вместе с мамой жил здесь до семи лет, Аркадий Райкин с шести до двенадцати лет тоже жил в городке на Волге. И хоть на сто процентов не достоверно, но есть подозрение, что известный немецкий режиссер Ойген Йорк (он вывел в кинематографический свет Клауса Кински) вполне может оказаться сыном Карла Йогана Йорка, работавшего на пивзаводе «Бавария», некогда находившемся в Рыбинске...

Понятно, что местные патриоты, обладая подобными знаниями, не могли обойти великую историю родного края стороной. Созданием музея занималась региональная общественная организация «Слово и дело», на музей скидывались предприниматели.

Сконцентрировать максимальное количество атрибутов кинославии Рыбинска в одной из комнат общественно-культурного центра удалось за 120 тысяч рублей. «Это первый шаг к созданию киноцентра», – объяснил корреспонденту «РГ» председатель правления «Слова и дела» Андрей Родин.

По его словам, музей пока существует на уровне уголка патриота, и сложно прогнозировать,  во что он может развиться – все зависит от финансирования.

В ближайших планах создателей музея попытаться переоборудовать в современный кинозал старинный конференц-зал, который находится здесь же, в общественно-культурном центре.  Это позволит совмещать посещение музея с просмотром фильмов (и наоборот), как массовых, так и элитарных.

Фестивали кино предприимчивые патриоты пока, разумеется, не потянут, элементарно даже из-за отсутствия в городе приличных гостиниц, где можно было бы остановиться кинознаменитостям.

Пока удалось установить отношения с Ниной Меньшиковой, вдовой Станислава Ростоцкого. Она передала музею бейсболку, в которой супруг снимал «Белого Бима Черное Ухо», часы, фотографии мужа, как личного, так и рабочего характера, и даже ключи от режиссерских «Жигулей». Также в музее есть раритетный альбом Голливуда, изданный примерно в середине  прошлого века. В нем – рисованные портреты американских звезд. Как  «буржуазная» брошюра попала в Советский Союз и у кого она все это время хранилась, прежде чем попасть на московский книжный развал, где ее и приобрели, останется загадкой. Предметом гордости является также стереоскоп 1901 года, некоторые архивные снимки. Есть даже сценарий Евгения Стеблова с дарственной надписью автора.

Несмотря на скромность помещения самого музея, связь города с кинематографом включает в себя четыре раздела экспозиции.

«Первая стена, вторая, третья и четвертая», –  так пояснил мне четыре раздела Борис Крейн, президент единственного в городе киноклуба «Современник», принимавший непосредственное участие в создании музея. Одна стена посвящена голливудской славе Рыбинска, здесь можно увидеть фотопортрет Мэрилин Монро в империалистических апартаментах ее рыбинского покровителя Джозефа Шенка, портреты самих братьев Шенков в «звездном» окружении, план-схему Голливуда и заодно швейную машинку «Зингер» и «утюг от Шенков» еще тех времен, когда Хаим Шенкер был перчаточником. Создатели экспозиции даже где-то откопали древнюю женскую перчатку, чтобы зритель мог иметь представление, какого рода перчатки шил папаша Шенкер. Также отдельная стена посвящена Михалковым.

Конечно, солидная часть экспозиции – это «Рыбинск. Съемочная площадка», где представлены кадры из фильмов, снимавшихся в декорациях города. Знаменитый гайдаевский город N из «Двенадцати стульев» – это Рыбинск, здесь же снимались «Бесконечность» Марлена Хуциева, «Присутствие» Андрея Добровольского,  «Поезд в завтрашний день»  и «Великий гражданин».

Разумеется, каждого кинодеятеля, имеющего отношение к Рыбинску, почтили портретом и кадром из фильма. В экспозицию попал даже молодой и громкий режиссер Филипп Янковский и кадры из его фильмов «В движении» и «Статский советник».