Накануне премьер-министр Михаил Фрадков на бюджетной комиссии раскритиковал заместителя Германа Грефа Виталия Савельева за бездействие и отсутствие каких бы то ни было амбиций. Вчера наступила очередь еще одного заместителя Грефа Андрея Шаронова, но он стойко отстаивал интересы министерства. Сам же глава минэкономразвития в это время в Санкт-Петербурге на российско-китайском инвестиционном форуме, судя по всему, чувствовал себя более спокойно, чем его подчиненные, находящиеся под огнем премьерской критики.
Открывая заседание правительства, Фрадков возмущался действиями чиновников минэкономразвития, которые, по его мнению, не обеспечили реализации мер по повышению эффективности расходов на закупки товаров и услуг для государственных нужд. "Те меры, которые намечали, не реализованы, координация со стороны минэкономразвития недостаточная, контроль отсутствует", - жестко сказал премьер. При этом он приводил цифры, представленные ведомством Грефа: объем государственных расходов на закупки для госнужд на федеральном и региональном уровнях составляет 30% всех бюджетных расходов.
"Мы отдаем себе отчет, что это непосредственным образом определяет эффективность всех бюджетных расходов", - заметил глава правительства. Впрочем, по его словам, повышение эффективности госрасходов на госзакупки важно и с точки зрения повышения эффективности во взаимоотношениях между государством и бизнесом. "Закупки для госнужд - инструмент стимулирования добросовестной конкуренции", - поделился мечтами о светлом будущем глава правительства. И тут же спустился с небес, заметив, что государство все же зачастую не только не стимулирует добросовестный бизнес, но и из-за коррупции усугубляет ситуацию в сфере бизнеса. "С этим надо бороться", - решительно призвал Фрадков.
Собственно, и Шаронов, рассказывая о мерах по контролю за госзакупками, предложил повысить ответственность должностных лиц за нарушение закона. Ведомство Грефа за последнее время выявило многочисленные нарушения законодательства. В частности, "в уклонении от проведения открытых конкурсов" при закупках угля министерство уличило Главное квартирно-эксплуатационное управление минобороны. "Эта продукция вообще не выставлялась на конкурс", - заметил Шаронов. Многие структуры обвиняются в отсутствии публикаций о планируемых торгах. "Если поставщики не знают о конкурсе, то они не могут и принять в нем участие", - сказал замминистра. У ряда ведомств были зафиксированы сокращения сроков проведения конкурса - с 45 до 3 дней, а у других отсутствуют как перечни участников конкурсов, так и критерии, по которым были выявлены победители. "Ведомства зачастую не приводят цены, по которым они закупали тот или иной товар, поэтому нельзя и оценить, почему было отдано предпочтение тому или иному поставщику", - приводил пример типичных нарушений Шаронов. Среди других нарушителей оказался и Департамент социальной защиты населения Москвы, который якобы необъективно предоставлял преференции одному из заказчиков (речь идет о закупке кроватей). Методика оценки участников конкурса отсутствовала и при выборе заказчиков Росавиацией при реконструкции взлетной полосы во Внукове. После выявления перечисленных фактов минэкономразвития предложило серьезно ужесточить как саму систему проведения процедуры закупок, конкурсов, так и контроля, повысить штрафные санкции. В частности, предлагается с должностного лица, которое обвиняется в нарушении законодательства - "срыв срока поставки, закупка некачественных товаров или по завышенной цене", - взимать штрафы до 200 минимальных размеров оплаты труда.
- Каковы сейчас меры наказания нарушителей? - кровожадно поинтересовался мягкий с виду министр финансов Алексей Кудрин.
- Мы не имеем возможности приостановить конкурс, даже если выявлены нарушения, - ответил Шаронов. - Более того, по законодательству мы не можем обращаться в суд и лишь советуем самому участнику конкурса обратиться с жалобой.
Видимо, поэтому ведомство Грефа и предложило создать специальный "уполномоченный орган по контролю и надзору в сфере закупок". Наиболее подходящими, с точки зрения Шаронова, являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная антимонопольная служба. Все эти меры, считает Шаронов, "помогут избежать нарушений в законодательстве и сделать систему закупок открытой, гласной и регламентированной".
Впрочем, именно создание единого специализированного органа по контролю и надзору в сфере закупок, и вызвало массу вопросов у присутствующих.
- Единый орган по контролю - это новый орган? - спросил Шойгу. - Но ведь есть Главное контрольно-ревизионное управление, Рособоронзаказ и так далее.
- Мы должны разделить контрольные и правоустанавливающие функции, - попытался разъяснить Шаронов.
Но Шойгу уже не слушал его. "Не надо путать. Мы и так уже запутались с функциями. Я спрашиваю: это новый орган?" - наступал главный спасатель.
- Нет, - поняв, что с людьми военными и говорить надо так же четко, ответил Шаронов. - Это специализирующаяся только на одной функции организация.
- А что это за такая специализированная организация? - не унимался Шойгу.
- Да не знает он, - вдруг жестко сказал премьер. - Они не знают, как это сделать. Законопроект скоро должен быть принят, а позиции правительства до сих пор нет.
И, чтобы ответственность почувствовали не только нарушители, но и чиновники, премьер вдруг решил напомнить Шаронову, что у Генпрокуратуры недавно появились вопросы к минэкономразвития как раз в части порядка контроля за госзакупками, который до сих пор не определен. Фрадков высказал мнение, что предложения минэкономразвития по изменениям в Кодекс об административных правонарушениях нецелесообразны. Фрадков считает, что "все необходимые возможности прописаны" в Уголовном кодексе. "Мы говорим правильно, но в практическом плане ничего не делаем", - методично добивал Фрадков, упрекнув при этом минэкономразвития и за бездействие в создании Инвестиционного фонда и предложив начать с жесткого контроля.
Правда, заместитель Грефа тут же напомнил, что в стране ежегодно проводится 212 тысяч конкурсов по госзакупкам. "Никакого минэкономразвития, никакого правительства не хватит для контроля", - язвительно заметил он. "Если вам не хватает функций, то вы можете их дополнить, вы самый главный орган - штабной", - сказал Фрадков, предупредив "штаб", чтобы "не уводил рака за камень".
Грефу в это время оставалось только завидовать выдержке своего подчиненного. Шаронов отбивался четко и с аргументами в руках. Он попытался оправдать недостаточную эффективность госзакупок и негативную динамику в сокращении бюджетных расходов плохой дисциплиной других ведомств. "Например, День Победы у нас всегда почему-то оказывается неожиданным, в итоге за два месяца до праздника к нам приходят чиновники с приказами и просят разрешить закупить товаров на крупную сумму без конкурсов, - заметил он. - Что касается нашей безответственности, то здесь есть иллюстрация: каждый квартал уже в течение 4 лет мы направляем в правительство доклад, в котором детально анализируем все проблемы госзакупок. Резолюция всегда одна - учесть при рассмотрении".
Своенравность заместителя Грефа явно поднадоела членам кабинета министров. А Шаронов продолжал приводить примеры: "Сейчас ведется реконструкция объектов в Санкт-Петербурге по подготовке к саммиту, а это миллиардные расходы. Но по времени конкурс проводить просто не успеваем". Тогда премьер решил переключиться с конкретного ведомства Грефа и обратиться ко всем чиновникам, призвав их повысить ответственность при проведении государственных закупок. "Надо работать честно, минимизировать затраты, действовать, как для себя, и думать о своей личной судьбе и репутации, - заявил Фрадков. - Оттого, насколько мы моральны, во многом зависят и результаты работы". Впрочем, чиновники и сейчас действуют "как для себя".