В энергокризисе в Москве виновно не "Чагино"?

Как известно, по поручению правительства Малышев возглавляет работу специальной комиссии Ростехнадзора, расследующей технические причины аварии в электросетях РАО ЕЭС. В начале июня он представил в правительство доклад с предварительными выводами комиссии. При этом документально подтвердилась самая первоначальная версия, которую "РГ" озвучили в Ростехнадзоре уже на следующий день после аварии: нарушение эксплуатации оборудования и неправильные действия персонала подстанции "Чагино", который не соблюдал все необходимые нормы и регламенты.

Однако чем дальше идет время, тем больше возникает вопросов. В частности, у членов парламентской рабочей группы, которые после посещения и осмотра подстанции "Чагино", по сути, подвергли сомнениям основной вывод Ростехнадзора о "человеческом факторе" и сделали собственное открытие. По их версии, в аварии "виновата" не подстанция "Чагино", которая из-за возникшего пожара была выведена из энергосети еще до момента катастрофического энергосбоя, а вся система, то есть другие подстанции, которые "взяли" на себя ее нагрузку. Кроме того, депутаты усомнились в том, что органы Ростехнадзора регулярно контролировали техническое состояние этой подстанции, и публично заявили, что последняя проверка там была аж в 2000 году.

Между тем источник в Ростехнадзоре заявил "РГ", что комиссия по-прежнему будет придерживаться своих предварительных выводов.

По мнению сотрудников Ростехнадзора, случаи, когда отдельные подстанции, аналогичные чагинской, выводились персоналом из обычного режима, - события заурядные и происходили не раз. Причем, когда такие подстанции по 2-3 недели стояли обесточенными, энергонагрузку принимали их "коллеги". Поэтому авария в "Чагино" классифицируется как "инцидент, к которому привели многочисленные ошибки персонала". Что касается проверок органами Ростехнадзора оборудования подстанции "Чагино", то за полтора месяца до аварии там побывали специалисты и выявили дефекты, о которых было сообщено в РАО ЕЭС и которые не были устранены. Кроме того, тогда же инспектора Ростехнадзора обратили внимание руководства подстанции на то, что оно допускает эксплуатацию трансформаторов, несмотря на многочисленные короткие замыкания и критическую нагрузку.

Впрочем, окончательные технические причины аварии будут ясны из заключительного акта комиссии Ростехнадзора, который должны подписать 30 ее членов. В этом документе помимо всего прочего, как сказал источник, будут "квалифицированы действия каждого должностного лица, причастного к аварии поименно". Заключительный акт будет готов и передан в Генпрокуратуру к началу июля.