Собственно, под нож главного экономиста попала не только реализация административной реформы, но и развитие государственно-частного партнерства на транспорте. В список финансируемых в 2006 году не попали также подпрограммы "Антитеррор на объектах транспорта", "Экология и природные ресурсы", "Мировой океан" и "Модернизация транспортной системы".
Кроме того, ведомство Грефа предложило не возобновлять программы, срок реализации которых истекает в текущем году. Так, по мнению экономистов, федеральные средства более не следует направлять на финансирование программ "Молодежь России", "Международный термоядерный реактор", а также "Социально-экономическое развития Курильских островов и Сахалинской области".
На последнем заседании бюджетной комиссии, когда был представлен проект перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2006 году, минэкономразвития решило порадовать министров новостью о том, что финансирование ФЦП будет увеличено. Правда, почти сразу же и огорчило отраслевиков: для этого количество программ должно быть сокращено. Причем Греф предложил министрам расстаться более с чем 30 ФЦП. В их число попали ФЦП "Энергоэффективная экономика", экологические программы и три подпрограммы модернизации транспортной системы.
Присутствующие главы ведомств никак не соглашались с предложенным и приводили аргументы в защиту своих ФЦП. Не повезло тогда, как и сейчас, министру транспорта Игорю Левитину, министру природных ресурсов Юрию Трутневу. Но "сыграть в защите" им предстоит именно сегодня, ведь заседание правительства - это последний шанс по отстаиванию ФЦП. Собственно, еще и потому, что в материалах минэкономразвития отсутствует перечень обоснований для исключения или досрочного прекращения представленных программ. Кроме того, в перечне нет разделения на федеральные целевые программы и ведомственные программы. Равно как и не отражена судьба завершенных программ, по которым останутся объекты незавершенного строительства. По мнению источника, эти объекты, возможно, будут перенесены в Федеральную адресную инвестиционную программу, но ведомство Грефа пока никакого ответа на этот вопрос так и не дало. Поэтому не исключено, что на сегодняшнем заседании экономистам будет дано поручение доработать перечень программ с учетом замечаний и внести в правительство после распределения объема финансирования и разделения на ФЦП и ведомственные программы, отметил правительственный источник.
Неэффективные ФЦП, так же, как и активная деятельность Германа Грефа, готового пустить под нож многие программы, могут стать лишь еще одним поводом для критики правительства. И если раньше кабинет министров, как правило, критиковали только левые, недовольные отсутствием социальной политики, то теперь, похоже, оппозиция кабинету сильно увеличилась в размерах. Малый и средний бизнес, настроенный более чем либерально и имеющий в отличие от КПРФ, предлагающей все взять и поделить, четкую экономическую программу, в критике кабинета министров поддержала "Единая Россия". Объединившись с бизнесом, партия власти призвала правительство проявить волю и изменить приоритеты государственной экономической политики. Но присутствовавший на форуме, организованном "Единой Россией" и "Деловой Россией", вице-премьер Александр Жуков за слишком эмоциональными призывами, мягко говоря, не расслышал многих требований о масштабной модернизации основных фондов, активизации инфраструктурных реформ, увеличении капитала в реальном секторе экономики и снижении налогового бремени.
Собственно, подумать над этими вопросами в своем бюджетном послании правительству на этот год предлагал и президент. И даже подсказывал направление мысли, отмечая необходимость дальнейшего проведения налоговой реформы в части облегчения налогового бремени, в том числе приходящегося на малый и средний бизнес, который в развитых странах и является движущей силой экономического роста. Если в США его доля в создании рабочих мест составляет 90 процентов, в Великобритании - 60 процентов, то в России, в силу направленности экономической политики на создание благоприятных условий для крупного капитала, малый и средний бизнес обеспечивает занятость населения лишь на 12 процентов.
По сути предложения бизнеса мало чем отличаются от намерений правительства. Разница заключается лишь в возможности и желании их реализации. Премьер не раз говорил о снижении НДС, внедрении идеи частно-государственного партнерства, стимулировании развития саморегулируемых организаций рынка. Предприниматели в свою очередь предложили разработать государственную программу развития малого и среднего бизнеса, способствующую выводу его из тени, перейти к использованию системы "налогов развития". В качестве первых шагов бизнес все же отстаивает предложение о снижении ставки ЕСН до 15 процентов. При этом понимая, что от столь кардинальных шагов бюджет может потерять доходы, предлагает в первые два года распространить действие пониженной ставки только на предприятия с объемом продаж не более 1,5 миллиарда рублей в год. А в случае положительной динамики поступлений в бюджет распространить действие этой налоговой ставки на все другие предприятия. Для стимулирования ускоренной и эффективной модернизации российской промышленности тоже есть свой план. Предприниматели предложили полностью отменить импортные пошлины на ввозимое в нашу страну промышленное оборудование и запчасти к нему, восстановить действие 50-процентной инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Для создания новых малых предприятий предприниматели предлагают использовать инвестиционный фонд. Правда, в несколько большем объеме, чем правительство, - не 70 млрд., а как минимум 100 млрд. рублей.
Но вице-премьер Жуков, спокойно выслушав все пожелания, тем не менее категорически отверг практически все, в том числе предложения по снижению ЕСН и полной отмены ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование. У заместителя главы правительства на этот счет были свои аргументы. Жуков отметил, что правительство уже пошло на частичную отмену пошлин на не имеющее российских аналогов импортное оборудование. Кроме того, добавил он, постановка задач по полной отмене пошлин "вряд ли может быть поддержана отечественными производителями и не соответствует нашей торгово-промышленной политике". В общем, так и не услышали друг друга власть и бизнес.