Среди более чем 60 министров иностранных дел, приехавших в Брюссель, был и глава российского МИД Сергей Лавров.
Насколько успешно иракским руководством сдан вчерашний экзамен, очевидно, станет известно не сразу. Первый "зачет" Багдаду можно будет поставить лишь осенью этого года в случае успеха на референдуме по проекту конституции страны. В созыве брюссельской конференции, возможно впервые, были действительно заинтересованы все без исключения ее участники. Причем в первую очередь главная движущая сила продолжающей воевать в Ираке коалиции - администрация Джорджа Буша.
Сегодня американцы уже гораздо охотнее принимают международную помощь для восстановления законности в Ираке. Накануне брюссельской конференции в Вашингтоне прошел саммит США - ЕС, на котором Белый дом не только стремился навести новые мосты в отношениях с Европой, которые были существенно подпорчены решением США начать войну в Ираке, но и попытался вместе с европейцами порассуждать над выходом из иракского кризиса.
Желающих оказать свою помощь Ираку в Брюссель съехалось предостаточно. Помимо десятков министров иностранных дел на конференцию прибыли генсеки ООН, НАТО, Организации Исламская Конференция, все члены Совета Безопасности ООН (включая непостоянных), члены Лиги арабских государств, руководители Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Впрочем, собрались они в первую очередь для того, чтобы слушать. Конференция не предполагала принятия конкретных проектов. Главной целью саммита было предоставить слово переходному иракскому правительству. В Брюсселе высадился внушительный иракский десант во главе с премьер-министром переходного правительства Ирака Ибрагимом аль-Джаафари. В конференции участвовали еще два ключевых иракских чиновника - министр юстиции Абдель Шандаль и министр иностранных дел Хошияр Зибари. Последний представил новую политическую и экономическую программу иракского правительства.
Вчера в Брюсселе, говоря об экономике страны и обеспечении законности, в первую очередь практически все выступавшие подразумевали политическую составляющую. Эксперты пришли к общему, очевидно, наиболее разумному выводу: прежде чем вкладывать немалые деньги в Ирак, сами иракцы при содействии международных организаций должны найти ответы на несколько ключевых вопросов - на какой основе будут строиться равноправные межэтнические и межконфессиональные отношения, удастся ли избежать сведения "старых счетов" и какую роль будут играть в стране исламские традиции (прежде всего "шариат").
Чем сегодня Россия готова помочь Ираку? По мнению российских экспертов, помощь может быть оказана как минимум по трем направлениям. Во-первых, в восстановлении иракской экономики, и, в частности, нефтяной отрасли. Кроме того, Россия может оказать политическое влияние на соседей Ирака для того, чтобы те приложили максимум усилий для объединения иракского народа.
Между тем
Российские вузы могли бы подготовить новые кадры не только для иракской промышленности, но и для служб безопасности. Правда, последний из пунктов потенциальной российской помощи вряд ли будет реализован. Американцам, очевидно, не нужны агенты чужого влияния в одном из ключевых звеньев создаваемого нового государства, которое, во всяком случае, пока, находится под их стопроцентным контролем.