Профильный комитет рекомендует Госдуме одобрить закон о выборах

И это, по словам председателя комитета Владимира Плигина, означает, что правила игры на этом поле созданы. Можно играть, точнее - готовиться к очередным выборам.

Второе чтение законопроекта планируется 29 июня. Через неделю - в случае благополучного голосования, в котором сегодня никто не сомневается, - возможно и третье, окончательное чтение. И уже в конце июля закон, вызвавший столько разных и противоречивых слухов, может вступить в силу. Как убежден председатель Центризбиркома Александр Вешняков, никакой угрозы демократии новые выборные правила не несли изначально. Однако некоторые принципиальные нормы проекта закона при подготовке его ко второму чтению пришлось уточнить, чтобы их нельзя было трактовать кому как вздумается.

Уточнено, к примеру, положение, позволяющее прекращать полномочия депутатов, оказавшихся нестойкими членами партии, - тех, кто под знаменем родной организации, в ее списке пришел в Госдуму, а потом переметнулся к политическим конкурентам. Многие народные избранники, претендующие на новый депутатский срок, забеспокоились, что сама фракция, точнее ее руководитель, может исключить из фракционных рядов неугодного депутата, и это автоматически лишит его мандата. Теперь, считают в комитете, сведение счетов с неугодными исключено. Полномочия депутата прекращаются только в том случае, если он выходит из фракции по личному заявлению. Автор поправки "единоросс" Александр Харитонов считает, что таким образом депутат будет защищен от произвола руководства фракции. Впрочем, парламентариев, изменивших взгляды, могут и вынудить написать личное заявление - но это уже другой вопрос.

В законопроекте объясняется, как могут реализовать свое право на финансовую помощь государства политические партии, пришедшие на прошлых выборах в Думу блоком. Эта помощь увеличена в десять раз: вместо пятидесяти копеек - пять рублей за один голос избирателя, поддержавшего партию. И на нее могут рассчитывать не только самые успешные участники кампании, преодолевшие установленный барьер на выборах в Госдуму, но и те, кто набрал более трех процентов голосов или провел в депутаты более двенадцати своих кандидатов. А партии, составившие блок, должны делить полученные от государства деньги поровну. Поправками в законопроект несколько расширяются права Центральной избирательной комиссии - теперь годовые отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств партии должны предоставлять не в налоговые органы, а в Центризбирком (региональные организации в избиркомы регионов).

Вопреки слухам, испугавшим фракцию "Родина", профильный комитет при подготовке законопроекта ко второму чтению даже не рассматривал норму о предоставлении бесплатного эфира для агитации пропорционально представительству партий в Госдуме. Передел эфира никто делать не стал. Нестрашной в приближении оказалась и норма, предусматривающая ответственность СМИ во время предвыборной кампании за перепечатки компрометирующих материалов со ссылкой на первоисточник. Несмотря на шумную дискуссию по этому поводу в прессе, никто, как заметил Плигин, поправок на эту норму не внес. На вчерашнем заседании комитета в очередной раз было заявлено - графа "против всех" в избирательных бюллетенях на федеральных выборах остается. Однако регионам дано право самим решать, сохранить ли ее на своих выборах. Отношение Александра Вешнякова к этому нововведению, как и к самой графе "против всех", двоякое. С одной стороны, избиратели, голосующие "против всех", дают сигнал власти - в регионе неблагополучно. С другой стороны, возможность проголосовать "против всех" "провоцирует избирателей на легкое решение". Но убрать графу совсем, по мнению Вешнякова, большой риск - обиженные избиратели в таком случае могут вообще не прийти на избирательные участки.