В Гомеле в конце прошлой недели прошла XXVIII сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В ней участвовали 54 союзных парламентария, делегация Национального Собрания Республики Беларусь, представители органов власти Беларуси и России, Союзного государства, дипломатического корпуса, общественных организаций. В качестве наблюдателей на форуме присутствовали представители Депутатского объединения Верховной рады Украины "За союз Украины, Беларуси и России" (ЗУБР), "Депутатской инициативы Россия-Беларусь-Армения" Национального Собрания Республики Армения, Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), других международных парламентских и общественных организаций.
Первое, что сразу же бросилось в глаза многочисленным наблюдателям и журналистам, - решительный и твердый настрой депутатов на ускорение союзного строительства.
Тональность разговора задал председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Госдумы России Борис Грызлов. Открывая сессию, он подчеркнул, что темпы союзного строительства не удовлетворяют парламентариев: не готов проект Конституционного акта, нет ясности в вопросе проведения выборов в парламент Союзного государства, не устранены разногласия по вопросам экономической интеграции двух стран.
Депутаты были едины во мнении: создание действенного Союзного государства тормозится, необходимо активизировать интеграционные процессы. Кстати, на этой сессии депутаты Парламентского Собрания фактически наделили себя правом делать депутатские запросы во все структуры Союзного государства. Председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту, заместитель председателя Комитета Госдумы России по делам СНГ и связям с соотечественниками Сергей АНТУФЬЕВ сказал:
- Мы хотим дать возможность депутатскому корпусу более активно влиять и вмешиваться в работу союзных структур. Это будет серьезным стимулом для их работы.
В числе основных вопросов повестки дня депутаты обсудили союзный бюджет и все, что с ним связано. Здесь у парламентариев также не было разногласий: механизм принятия и реализации союзного бюджета необходимо четко отрегулировать. Бюджетное финансирование должно быть полным и своевременным. К сожалению, добиться этого на практике пока не удается. Нынешний финансовый год не стал исключением: союзный бюджет 2005 года в объеме 2,9 миллиарда российских рублей был принят только в апреле. Депутаты отмечали, что средства на реализацию союзных программ выделяются со значительным опозданием. Это в свою очередь негативно сказывается на их выполнении, теряется ритмичность работы, исполнители программ не успевают распорядиться бюджетными деньгами. К примеру, из бюджета 2003 года остались неиспользованными около 350 миллионов российских рублей. В числе причин названы многочисленные согласования с министерствами финансов и другими ведомствами двух государств.
Выступая на заседании сессии с отчетом об исполнении бюджета 2003 года, Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин объяснил, чем вызваны сбои в бюджетном механизме:
- Национальные министерства финансов нарушили сроки согласования бюджета, в результате союзный Совет министров получил его с опозданием. К сожалению, это становится традицией. Как и затягивание в решении многих других вопросов. Например, вот уже более двух лет обсуждается статус союзной собственности, которая создавалась за счет союзного бюджета. Вложены миллиарды российских рублей, а кому они принадлежат, неизвестно. Надо, чтобы принадлежали Союзному государству и работали на него. Ведь это мощнейший инструмент финансово-кредитной политики, который значительно увеличит приток средств в союзные производственные и научно-технические программы.
С ним был согласен Б. Грызлов, который, в частности, отметил, что Москва не исключает существенного увеличения бюджета Союзного государства в 2006 году, но опять-таки рассмотрение этого вопроса невозможно без решения проблемы собственности Союзного государства.
Председатель Комиссии по бюджету и финансам Парламентского Собрания, заместитель председателя Комитета Госдумы России по бюджету и налогам Владимир Никитин сказал:
- Мы, как унтер-офицерская вдова, сами себя сечем уже который год. У нас разный подход к исполнению бюджета, разные национальные законодательства. В результате финансисты Беларуси и России каждый по-своему понимают предназначение союзных денег. Даже финансовые нарушения в двух государствах трактуются по-разному. Если в России есть понятие "нецелевое использование", то в Беларуси - "необоснованное". Какое из них применять к общим деньгам? Но ведь мы же живем в едином Союзном государстве! Надо срочно унифицировать бюджетный механизм.
А председатель Комиссии по вопросам внешней политики Николай ЧЕРГИНЕЦ предлагает свой вариант решения проблемы:
- Почему-то финансисты Беларуси и России относятся к союзному бюджету как к необязательному документу, позволяя затягивать его утверждение. Думаю, было бы правильно обратиться к главам государств и призвать к порядку бюрократов из минфинов, объяснив, что Союзное государство - это не вторичный проект.
В результате споров депутаты внесли 20 принципиальных поправок в Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Парламентарии решили упразднить многочисленные согласования, установили сроки, в течение которых правительства должны утверждать единый бюджет, а еще ввели понятие ответственности чиновников за его исполнение. По мнению депутатов, всякое нарушение бюджета должно рассматриваться сквозь призму национальных административных или уголовных кодексов. Большинство парламентариев считают: если Высший Госсовет примет и утвердит эти предложения, то бюджетный механизм станет более эффективным, а значит, и строительство Союзного государства пойдет гораздо быстрее.
Не менее напряженным было обсуждение вопросов разработки и принятия Конституционного акта Союзного государства. Напомним, что работа над основным союзным документом ведется уже не первый год.
По мнению первого заместителя председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателя Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь Владимира КОНОПЛЕВА, Конституционный акт не должен ущемлять Договор о создании Союзного государства, подписанный в 1999 году:
- Мы живем по этому документу и успешно решаем многие социальные и экономические вопросы. Теперь важно перенести эту согласованность и на Конституционный акт Союзного государства. Здесь не должно быть поспешности. Мы первыми в мире строим государство, где нужно совместить, если хотите, три суверенитета: Беларуси, России и Союзного государства.
Обновленной Комиссии по разработке Конституционного акта и экспертам поручено незамедлительно приняться за работу, первый вариант документа должен быть рассмотрен уже в сентябре, а до конца года представлен президентам России и Беларуси.
Почему нельзя "консервировать" этот документ, Борис ГРЫЗЛОВ объяснил так:
- Важно понимание того, что мы должны выступать единой силой перед попытками раскола наших отношений и насильственного свержения строя через "цветные" революции. Так называемый экспорт демократии не согласуется ни с уважением к народам, ни с международным правом. На мой взгляд, сегодня нет предпосылок для реализации таких разрушительных замыслов в Беларуси. Но мы не вправе игнорировать этот политический аспект.
Рассматривались на сессии и другие вопросы. Так, приятными хлопотами депутат Наталья Авдеева назвала решения по международному конкурсу "Славянский базар в Витебске", где впервые от Парламентского Собрания учреждены две премии в 20 тысяч российских рублей: "Лучшему исполнителю Беларуси" и "Лучшему исполнителю Российской Федерации".
Члены Комиссии по экономической политике обсудили проблему защиты белорусских и российских производителей техники. Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, заместитель председателя Комиссии Палаты представителей Национального Собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Виктор ГЕРАСИМОВ обозначил "болевую точку":
- Евросоюз ввел высокие пошлины на импорт грузовых автомобилей класса "КамАЗ" и "МАЗ", а в России и Беларуси пошлины остаются низкими. В итоге депутаты сформулировали предложение к правительствам - повысить пошлины на ввоз импортных аналогов отечественной техники на территорию двух наших стран.
В Комиссии по вопросам внешней политики обсуждались планы расширения горизонтов сотрудничества. Руководитель Комиссии Николай Чергинец доволен работой в прошлом году. По его мнению, удалось не только представить Союзное государство на многих международных форумах, но и повлиять на их решения. Осуществление новых планов, уверен Н. Чергинец, также послужит укреплению международного авторитета Союза Беларуси и России. Речь идет, в частности, о сотрудничестве с Межпарламентским союзом, в который входят около 150 стран мира, парламентскими ассамблеями государств Латинской Америки, Африки, Черноморского побережья, Сербии и Черногории. С этими странами россиян и белорусов связывают не только геополитические и экономические интересы, но и вполне реальные проекты: проведение международной парламентской конференции по проблемам захоронения химического оружия в Балтийском и Северном морях, а также открытие водного пути из Балтики в Черное море.
На сессии был рассмотрен организационный вопрос. Сергей БАБУРИН, заместитель председателя Госдумы России, член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий избран заместителем председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Заместитель председателя Госдумы России Вячеслав ВОЛОДИН был освобожден от обязанностей заместителя председателя Парламентского Собрания.
Очередную двадцать девятую сессию Парламентского Собрания решено провести в ноябре 2005 года.
Парламентарии покидали Гомель с уверенностью: должны произойти серьезные перемены, союзное строительство будет активизировано.