Изначально это был типичный сельский праздник, теперь массовые городские гулянья. Чему именно они посвящены, современные татары часто путают. Точно помнят, что праздник как-то связан с сельскими работами. Многие из тех, кто пришел вчера в "Битцу", утверждали, что Сабантуем отмечали окончание полевых работ. Другие спорили, уверяя, что татары так приветствовали начало весны и возможность приступить к севу.
И тех, и других смущает странное время отмечания: июль уже не весна, и работы в самом разгаре.
Историки склоняются к последней версии: Сабантуй - весенний праздник. На летнее время его перенесли в свое время рекомендацией партийных органов, опубликованной в газете. В заметке говорилось о том, чтобы приурочить Сабантуй к празднованию дня республики.
- Теперь это просто праздник души, кстати, сегодня его отмечают во всем мире, везде, где есть татары, - рассказывала корреспонденту "РГ" народная артистка России и Татарстана Зиля Сунгатуллина в перерыве между выступлениями. - Я была на Сабантуе и в Европе, и в Америке, и даже в Австралии!
В Москве начало вчерашнего Сабантуя было намечено населению на 11 часов дня, вход бесплатный. К этому времени в "Битце" собрались уже человек двести. Организаторы предупреждали - это еще только начало, пока пришли те, кто живет поблизости. С самого утра у ворот небольшое столпотворение, милиционеры пускали всех через металлодетектор, осматривали пакеты, проверяли бутылки с газировкой.
- Проверяем на всякий случай. Вообще-то татары - народ в принципе непьющий, - объяснял корреспонденту "РГ" один из милиционеров. - Но кое-кто пытается пронести алкоголь. Их не пускаешь, а они переливают водку в пластиковую бутылку и снова пытаются пройти.
Официальные мероприятия были назначены на час дня. А пока гуляющие просто гуляли по площади, или другими словами, по майдану (в переводе с татарского - место скопления людей).
На поле разминались артисты, зрители скучали, милиционеры гоняли какого-то человека в тюбетейке, который пытался пронести в пакете что-то алкогольное - в конце концов он просочился через один из входов и растворился в компании на последнем ряду. Наконец кто-то робко хлопнул в ладоши, и в следующую секунду амфитеатр взорвался аплодисментами. Через пять минут страждущие зрелищ снова попытались "выхлопать" конферансье. Действо началось лишь через четверть часа.
Танцевальные коллективы сменялись один за другим, лихо отплясывали под громкую национальную музыку. Сначала было интересно угадывать, что именно означают те или иные па. Но уже на третьем танце стало понятно - все коленца отрабатывают один и тот же сценарий: деревня, покос, устали, собрали, собрались, иногда еще поперезнакомились и один раз подрались.
В перерывах между танцами читали татарские стихи про все на свете и благодарили всевозможных чиновников. Некоторых из них вызывали на сцену, и они провозглашали пламенную речь. Пару раз на ипподром выскакивала кавалькада в национальных костюмах, делала круг и снова исчезала за забором.
Через полтора часа зрители опять заскучали (некоторые откровенно зевали) и ждали куража, точнее, куреша, национальной борьбы, по итогам которой главному батыру всегда вручают машину (в этот раз победителю дарили темную "шестерку"). На десятом по счету танце половина амфитеатра вскочила с мест и двинулась в сторону выхода.
Сабантуй закончился народными играми: лазанием на столб за сапогами, перетягиванием каната, боями на бревне соломенными мешками, бегом в мешках.
Уже вечером татары и башкиры отрывались в одном из столичных клубов по соседству под национальные мотивы.