Госдума готовит законопроект о налоговой амнистии

Сейчас сотрудники ведомства, "засучив рукава", изучают международный опыт, в частности опыт Бельгии, которая недавно ввела подобного рода закон. На сегодняшний день, отмечают эксперты, это самый совершенный Закон о налоговой амнистии. А значит, он представляет для России большой интерес. Предполагается, что в Бельгию в результате введения налоговой амнистии вернется 150 миллиардов евро, которые находятся за пределами страны. Причем в первый год налоговой амнистии, считают эксперты, страна пополнится 850 миллионами евро.

Напомним, что идея проведения налоговой амнистии в России не нова. Так, в 2002 году правительство озадачилось проблемой, как вернуть в страну капитал, вывезенный ее гражданами за годы реформ. Тогда же готовился законопроект, позволяющий репатриировать деньги, уплатив лишь подоходный налог.

Более того, документ предполагал возможность хранения денег за рубежом. По подсчетам экспертов минфина, в страну таким образом должно было вернуться несколько десятков миллиардов долларов. Однако документы все затерялись "под сукном" по разным причинам. Так, адвокатам не нравилась сама формулировка, которая несет оттенок прощения за преступление. И они предлагали налоговую амнистию переименовать в валютную либерализацию. Левые фракции в Госдуме высказывались вообще против такого шага, мотивируя это тем, что сбежавшие капиталы преступны по своей сути. Но факт есть факт, о налоговой амнистии забыли на два года. И, наверное, зря.

Ведь в это же время прошла налоговая амнистия в Италии и Казахстане, причем небезуспешно. Власти Казахстана рассчитывали вернуть в страну не менее 550 миллионов долларов. За 34 дня, отведенных для этих целей, в страну на спецсчета 16 банков вернулось 480 миллионов долларов, которые стали работать на экономику. Одновременно с проведением налоговой амнистии в Казахстане была снижена ставка НДС на 4 процента и социального налога - на 5 процентов, а также отменена однопроцентная пошлина на ввоз наличной валюты. Для вернувшихся в страну капиталов были специально выпущены госбумаги, чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом.

Так, по оценкам экспертов, за 1990-2002 годы из России было вывезено 80-120 миллиардов долларов. Правда, отмечали эксперты, около половины этих денег имели криминальный характер, владельцы которых попросту боялись возврата этих сумм в страну, дабы не иметь дела с Уголовным кодексом. За 2002-2004 годы из страны утекло еще около 30 миллиардов долларов. Так что речь идет о средствах, которые в разы превышают те средства, которые правительство сумело накопить в Стабилизационном фонде. Похоже, есть, о чем задуматься и за что побороться.

Итак, схема, по которой пойдет налоговая амнистия в России, будет выглядеть следующим образом: амнистия продлится с 1 января по 1 июля 2006 года и коснется она только физических лиц. За эти полгода граждане, имеющие капиталы за рубежом, смогут перевести деньги в российские банки, предварительно представив налоговую декларацию. Главное требование к такого рода капиталам звучит так: эти деньги должны были быть заработаны в России. Федеральная служба по финансовому мониторингу изучит их происхождение - грязные это деньги, то есть заработанные от торговли наркотиков, оружия и так далее, или белые, полученные честным путем.

Нельзя не отметить, что предложенная минфином схема вызвала сильное разочарование у законодателей. Можно подумать, что речь идет об их собственных десятках миллиардов долларов. В частности, заявил в интервью Первому каналу зампред Бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, на таких условиях вернуть деньги в страну может разве что сумасшедший. Налоговая амнистия провалится, вторили ему коллеги, только по причине того, что в ней будет замешана финансовая разведка. Поэтому, считают в Думе, налоговую амнистию можно провозглашать, но при условии отсутствия проверок происхождения возвращающихся денег. И вообще, считают уже представители бизнеса, капитал, который можно возвращать на подобного рода условиях, есть только у самих чиновников. Так как деньги предпринимателей вложены в дело, а не лежат мертвым грузом в иностранных банках. Да и заплатить 13 процентов подоходного налога, считают многие, - слишком высокая цена за возврат этих средств. В Думе считают, что репатриация должна обойтись в 9 процентов - по принципу платы за дивиденды.

Но это все дискуссии, главное, чтобы дошло до дела и не получилось "как всегда". Нельзя в связи с этим не напомнить о том, что налоговую амнистию в России впервые попытались провести в 1993 году. На проведение амнистии отводилось около месяца. Тогда президент предложил заплатить налоги в полном объеме, но без применения налоговых санкций. Однако ничего не получилось. Тогда не помогли ни предупреждения, что в случае выявления сокрытых доходов будут взыскивать налоговые штрафы в три раза выше обычных, ни предписания банкам - под угрозой отзыва лицензий предоставлять по запросу налоговых органов сведения о счетах юрлиц. Правда, несколько случаев, когда коммерсанты попытались честно пообщаться с государством, были. Но, именно у этих коммерсантов и возникли впоследствии серьезные проблемы с налоговыми органами - вплоть до того, что они были вынуждены свернуть свой бизнес, чтобы расплатиться с государством. Так что сегодня для того, чтобы провести налоговую амнистию, властям придется крепко подумать об условиях ее проведения, чтобы деньги действительно вернулись в страну, а лица, которые пошли на этот шаг, не понесли впоследствии материального и морального урона. Тем более что инициатором амнистии выступают само правительство и президент. Хотя традиционно считается, что в подобного рода кампании заинтересованы предпринимателя.

Налоговая амнистия: мировой опыт

Международный опыт проведения налоговых амнистий весьма богат, но довольно противоречив. Список стран, в той или иной форме проводивших амнистии, включает: Аргентину, Бельгию, Индию, Ирландию, Италию, Пакистан, Филиппины, Францию, ЮАР... Отнюдь не всегда проведение амнистии приносило ожидаемые результаты, но есть и положительные примеры. Классическим образцом успешной амнистии считается налоговая амнистия в Ирландии 1988 года. Собранные в ее ходе средства составили 2,5 процента ВВП этой страны - более чем достаточно, чтобы покрыть бюджетный дефицит того года!

Возможно, одним из наиболее ценных международных примеров в области налоговой амнистии для нас является Индия. Дело в том, что индийское общество в чем-то очень похоже на российское. (Идет либерализация экономики... Существуют серьезные проблемы с бюрократией и коррупцией... Абсолютно отсутствует традиция уплаты налогов... Огромны масштабы теневой экономики...) Поэтому рассмотрим подробнее индийскую налоговую амнистию 1997 года, получившую известность под сокращенным названием VDIS (Voluntary Disclosure of Income Scheme).

С целью увеличения сборов, а также расширения круга налогоплательщиков индийское правительство проводит налоговые амнистии довольно регулярно - приблизительно раз в десять лет. Такая периодичность, несомненно, снижает их эффективность, так как налогоплательщик бывает склонен подождать с уплатой налогов до следующей амнистии. Однако амнистия 1997 года, проводившаяся под руководством министра финансов П.Чидамбарама, была на редкость удачной - в ней приняло участие 466 тысяч налогоплательщиков и было собрано (в пересчете на привычную американскую валюту) около 2,5 миллиарда долларов. Эта сумма значительно перекрыла планируемую величину в 1 миллиард долларов и втрое превысила сборы от пяти предыдущих амнистий (а если считать в рупиях, то в 14 раз - из-за инфляции). Было декларировано активов (приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы) на 8,2 миллиарда долларов.

Ключевым фактором успеха была пониженная ставка налога - 30 процентов, в то время как в былые времена (до либерализации) она достигала 97,5 процента. Кроме того, при декларации имущества, приобретенного много лет назад, требовалось уплатить налог только с его первоначальной стоимости, которая за истекшее время могла значительно возрасти из-за инфляции.

Времени на размышления было предоставлено достаточно - 6 месяцев. Однако многие подали декларации в последние две недели до конца срока, иногда после выкручивания рук со стороны налогового инспектора. Проблемы, конечно, были. Еще до окончания амнистии было начато расследование по некоторым подозрительным декларациям. Дело в том, что многие декларировали серебряные вещи явно с целью приуменьшить стоимость своего налогооблагаемого имущества. Нарушители покупали серебро, а затем декларировали его как приобретенное, скажем, в 1960 году - по значительно более низкой цене. В конце концов было решено, что декларации на серебро принимаются только по текущей рыночной цене, если нет доказательств его приобретения в более ранний период.

К этому моменту уже были поданы сотни сомнительных деклараций. Налоговые органы угрожали отозвать уже выданные сертификаты на амнистию и возбудить дела против предполагаемых нарушителей, если они не предоставят правдивой информации. Такие действия вызвали шквал критики, прежде всего за нарушение обещания принимать декларации без дополнительных вопросов. Палата сертифицированных бухгалтеров Индии резко возражала против давления на налогоплательщиков и в результате добилась судебного запрета на расследования по декларациям. (Кстати, правительство обвиняло в изобретении жульнических схем с серебром именно хитрых бухгалтеров.) Конечно, такие события отпугнули многих от участия в амнистии. По мнению президента Палаты сертифицированных бухгалтеров В.Д. Агарвала, сборы могли быть вдвое выше, если бы власти держали данное ими слово.

Были также и опасения, что информация о доходах предпринимателей может попасть из налоговых органов в посторонние руки. Однако власти заверяли, что делается все возможное для сохранения конфиденциальности, вплоть до постройки специальных хранилищ для деклараций, а сотрудники, уличенные в разглашении, будут караться по всей строгости закона.

Вообще критики было много и журналисты говорили о провале программы задолго до ее окончания. Однако опубликованные результаты заставили всех критиков замолчать. Действительно, на 2,5 миллиарда долларов можно накормить много голодающих детей и замостить много дорог. Однако Индии по-прежнему предстоит длительная и кропотливая работа по повышению эффективности налоговой системы и по расширению круга налогоплательщиков, ведь из почти миллиардного населения только 1,3 процента платят подоходный налог! Пожалуй, основным уроком амнистии стало то, как много денег можно было бы получить, если бы налоги собирались полностью и в срок.