Тем не менее, по крайней мере, с одним из регионов - Омской областью - сегодня могут быть связаны определенные надежды. На протяжении последних пяти лет здесь стабильно наблюдается устойчивый рост основных макроэкономических показателей - валового регионального продукта, объема промышленного производства, оборота розничной торговли, платных услуг, денежных доходов населения. В 2004 году практически все основные индикаторы социально-экономического развития демонстрировали опережение среднероссийских показателей. И, к примеру, авторитетное рейтинговое агентство Moody s Interfax Rating Agency в 2005 году присвоило Омской области долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне A1 (rus) и краткосрочный кредитный рейтинг на уровне RUS-1. Кредитный рейтинг Омской области поддерживается заметным ростом и сравнительной диверсифицированностью экономики области, быстрым увеличением налоговых доходов в течение последних лет, а также растущим качеством управления. За этими категориями, понятными разве что узкому кругу специалистов, тем не менее скрыты весьма важные оценки, которые характеризуют в целом уровень благосостояния людей и их преимущества перед соседями в плане доходов и качества жизни.
Достижение каких-то определенных темпов экономического роста, как правило, не может быть признано абсолютным благом. По крайней мере для тех, кто каждый день работает, ходит в магазин, оплачивает коммунальные услуги, живет от зарплаты до зарплаты. И для них куда важнее знать, что областная власть всерьез озабочена содержимым их кошелька, равно как и тем, что окажется в нем завтра, что человек может получить от работодателя за свой труд и на что он может рассчитывать в будущем.
Затянувшаяся пауза в преобразовании трудового права от отмены КЗоТа РСФСР до появления нового трудового законодательства во многом послужила той мутной водой, в которой половили "рыбку" все, кроме самих работников наемного труда. Вступление в силу Трудового кодекса РФ потребовало как модернизации нормативно-правовых актов, так и работы органов управления государственной власти в части усиления ответственности по обеспечению контроля за соблюдением трудовых прав граждан и их достойного материального вознаграждения. Понятно, что только фискальными методами с представителями разных форм собственности органам государственной власти было не обойтись. В запасе оставался мощный административный ресурс и сила общественного мнения. Подчинить их единой задаче и заставить работать в нужном русле оказалось вполне реально.
Когда в 2001 году созданная в Омской области межведомственная комиссия только приступала к работе, среднемесячная зарплата была на уровне 2600 рублей. Это никак не устраивало ни ее получателей, ни губернские власти. Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, подтолкнуть руководителей предприятий всех форм собственности к объективной оценке труда наемных рабочих и служащих, а также вскрыть подпольные механизмы увода реальной базы заработной платы от налоговых органов, и была создана комиссия, которую возглавил лично губернатор Леонид Полежаев.
За прошлый год в Омской области уровень номинальной заработной платы вырос более чем на 26 процентов, а реальной (с учетом индекса цен) - на 14,5 процента. При этом цены на потребительском рынке за год возросли лишь на 9,4 процента. Одновременно на 64 процента уменьшилась общая задолженность по зарплате. Повышение платежеспособности населения, естественно, подстегнуло розничный товарооборот, который в сопоставимых ценах вырос на 13,5 процента.
Прирост вкладов населения в 2004 году, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился на 24 процента, а на приобретение иностранной валюты - на 32 процента. Все эти далекие друг от друга факторы, касающиеся, казалось бы, самых разных сторон жизни человека, пересекаются в одной точке: по темпам роста номинальной и реальной заработной платы Омская область занимает 4-е место среди субъектов СФО.
Жители Прииртышья отстают пока от передовиков сибирского края по абсолютной статистической величине зарплаты. Но если сравнить ее с гораздо меньшей, чем в других регионах, стоимостью минимального набора потребительских товаров и услуг, то это отставание фактически сходит на нет. Таких дорогостоящих покупок, как, к примеру, автомобили, на душу населения в Омской области регистрируется больше, чем в любом другом регионе СФО.
Однако эффективность работы областной межведомственной комиссии по заработной плате была бы не столь значительна, если б свои усилия она направляла исключительно на выявление нарушений трудового и налогового законодательств. Важно и то, что комиссия, внимательно рассматривая на своих заседаниях экономическое положение того или иного предприятия, подсказывает пути выхода из кризисных обстоятельств, помогает в решении финансовых проблем тем из них, кто испытывает затруднения по объективным причинам. А это, в свою очередь, позволяет в комплексе решать иные стратегические задачи социальной политики. В том числе решение особо проблемного вопроса - жилищного, что также взяло на себя правительство области. В основе развития рынка доступного жилья на территории Омской области лежит ипотечная система жилищного кредитования. По темпам ввода жилья Омская область на 1-м месте не только в СФО, но в целом по Российской Федерации. К концу прошлого года сдано в эксплуатацию 520,4 тысячи кв. метров общей площади жилья, что на 64 процента выше показателя аналогичного периода предыдущего. Планка 2005 года - 750 тысяч кв. метров.
В 2004 году введены в действие мост через реку Иртыш у деревни Самсоново протяженностью 706 м, вагоноремонтный корпус на станции Входная, один из крупнейших за Уралом завод по производству гофротары и т.д. Из социально важных объектов - лечебно-диагностический корпус областной клинической больницы, роддом в г. Тюкалинске, инфекционное отделение больницы Таврическое, поликлиника в Русской Поляне, 5 школ в районах области. В целом в этом году количество вводных объектов социальной сферы в 4 раза больше прошлогоднего.
Прошедший год в некотором роде был знаковым - устойчивость социально-экономического положения стала закономерностью. Это позволило перейти к решению более амбициозных задач - масштабному реформированию таких важнейших сфер, как социальная защита населения, местное самоуправление, бюджетный процесс.
В 2005 году правительство области поставило себе цель сохранить достигнутые такие же темпы роста средней зарплаты в области, как в прошлом, с выходом по абсолютному ее размеру к концу года на уровень не менее 9 тысяч рублей в месяц и перемещением в табеле по Сибирскому федеральному округу в верхние строчки. Соответственно планируется продолжать и даже усиливать начатую работу в этом направлении. В том числе и чисто административными методами с помощью областной комиссии по защите трудовых прав работников, которая доказала свою жизненность и эффективность, помогла выявить и устранить много негативных моментов, способствовать вскрытию реальных доходов, подпольных технологий ухода от налогообложения.