"Сейчас преподавание в школе - это хождение по кругу, - сказал министр. - Практически ничего не добавляя на каждом новом этапе, оно вызывает отторжение у школьников, которым одно и то же объясняют по десять раз", - сказал Фурсенко.
Сыну академика-историка отлично известно, что так называемое концентрическое преподавание истории, которое практикуется сейчас, - болевая точка нашей школьной программы. До начала 90-х годов историю начинали изучать в пятом классе, а заканчивали в 11-м. Потом ввели обязательную девятилетку и рассудили так: до девятого класса все дети обязательно должны изучить полный курс истории. А в старших - пойти дальше, углубляя свои познания. Теперь изучение всей истории (российской и зарубежной) укладывается в пять лет - с 5-го по 9-й класс.
Переход на концентрическую систему дался учителям потом и кровью. Учитель года историк Андрей Лукутин считает, что этот переход был сложным и очень болезненным. Не только для учителей, но и для учеников. Получается, что в 8-м классе школьники изучают наисложнейший XIX век с его либерализмом, реформаторством, народничеством и т.п., а в девятом 14-летним детям приходится объяснять смысл истоков большевизма, революций, тоталитаризма и т.д. Далеко не все могут усвоить эти сложные материи, тем более по нашим многострадальным учебникам. "Но мы привыкли и учим, подстраивая сложные, порой философские причинно-следственные суждения под возраст детей. Очень малое количество школ так и не перешло на эти "концентры", пользуясь своим "привилегированным" статусом. Можно только позавидовать им!" - говорит Андрей Лукутин.
Сейчас хотят вернуть все обратно. От концентрической системы преподавания истории перейти снова к линейной. Такое мнение высказал на совещании историков директор Института всеобщей истории академик РАН Александр Чубарьян: "Историю нужно изучать поэтапно до 11-го класса. Кроме того, необходимо ввести в 11-м классе курсы по основам права, экономики, а также курс по истории мировых религий". Как раз над учебником по этому предмету сейчас работает его институт.
Чего можно ожидать от такого "поворота вспять"? Андрей Лукутин считает, что будет много недовольных, а точнее - раздраженных учителей. Им и так платят копейки, зато школу реформируют перманентно.
- А вы лично "за" или "против"? - поинтересовалась я у Лукутина.
- Я буду выступать за линейную систему только в том случае, если отменят ЕГЭ, - ответил он. - На сегодняшний день подготовка к нему ведется в 10-11-х классах, когда есть время более детально повторить материал, который есть в тестах ЕГЭ по истории. При линейной системе такой возможности практически не будет. С возвращением к "линейке" мы неизбежно завалим и переход на профильную школу. Я - "за" линейную систему, потому что это более логично, и одновременно против, потому что "хотят как лучше, а проведут как всегда".
Во все времена, при всех возможных системах преподавания, отторжение и глухую злобу вызывали не сами предметы (физика, химия, история и.т.д. по школьному журналу), а некомпетентность преподавателя, скука на уроках, неумение сложное объяснить увлекательно. Будет линейная, концентрическая или конусообразная образовательная система - менее важно, чем личность учителя. Проверено тысячелетиями.С введением линейной системы учителя, которые хотят дать своим воспитанникам хорошее образование, все равно сделают это. Только их времени жалко!
Между тем
Практически готов к внедрению в российскую школьную программу курс "История мировых религий". Об этом министр Фурсенко сообщил во время встречи с делегацией Американского еврейского комитета (АЕК). По словам главы Минобрнауки России, курс написан светскими специалистами и рассматривает прежде всего культурологический аспект основных религиозных учений. Отвечая на вопросы представителей АЕК, Фурсенко отметил, что большого внимания заслуживает холокост как трагическая страница в истории всего человечества. И этой теме несомненно найдется место и в школьной программе, и в учебниках. Главный раввин России Берл Лазар поблагодарил министра за равное отношение к представителям всех национальностей.