С 1997 года (саммит в Денвере) Россия - полноправный член "Группы восьми" - неформального объединения крупнейших промышленно развитых демократических стран мира, занимающих ключевое место в современной системе международных политических и финансово-экономических отношений.
В условиях глубокой трансформации международных отношений и формирования нового мироустройства роль "восьмерки" как важного фактора мировой политики, эффективного механизма поиска и согласования решений центральных международных проблем становится особенно выпуклой. Именно уникальный неформальный характер, гибкость и отсутствие институционально-бюрократической жесткости позволяют "Группе восьми" своевременно улавливать новые тенденции мирового развития, находить реалистичные и эффективные схемы решения фундаментальных проблем современности. В их числе - рост мировой экономики, обеспечение устойчивого развития человечества в условиях глобализации, включая борьбу с бедностью, улучшение ситуации в сфере здравоохранения и образования, охрана окружающей среды.
При этом "восьмерка" не стремится подменять ООН и ее Совет Безопасности или превращаться в их дублера и тем более конкурента. Наоборот, она выстраивает свои отношения с "официальными" институтами многостороннего управления мировым развитием, включая МВФ, МБРР, ОЭСР, МАГАТЭ и ВТО, на взаимодополняющей основе.
Для России участие в "Группе восьми" - одно из важных направлений реализации своих национальных интересов с опорой на многосторонние инструменты взаимодействия, средство ускорения интеграции в мировую экономику, создания благоприятных внешних условий для социально-экономического подъема страны, укрепления ее государственности и демократических институтов.
За последние годы позиции нашей страны в "восьмерке" заметно укрепились. Решение саммита в Кананаскисе (Канада, июнь 2002 г.) о передаче России в 2006 г. функций председателя "восьмерки" открыло качественно новый этап на этом пути и подтвердило признание партнерами растущей роли России в современном мире.
Инициативная работа России в "Группе восьми" способствует укреплению национальной и международной безопасности. Особое значение Россия придает деятельности по борьбе с терроризмом. Решения саммитов в Кананаскисе, Эвиане и на Си-Айленде создали солидную базу для долговременных действий по пресечению финансирования терроризма, выявлению лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, предотвращению актов террора с использованием транспортных средств.
Образованная в Эвиане Группа контртеррористических действий набирает обороты. В этом году она сфокусировала свою работу на оказании содействия отдельным регионам, прежде всего Африке, а также Ближнему Востоку. В планах Группы - обсуждение такой помощи Юго-Восточной Азии. Россия концентрирует свои усилия прежде всего на антитеррористическом содействии членам СНГ, ОДКБ, ШОС.
Среди общих достижений "восьмерки" последнего времени - эффективная, скоординированная работа всех членов этого форума, позволившая консенсусом принять Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную Россией. Эта конвенция создает предпосылки для завершения работы в ООН над проектом всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.
Наша страна приняла деятельное участие в выработке решений "Группы восьми", призванных предотвратить распространение оружия массового уничтожения, материалов и технологий для его создания и укрепить существующие режимы нераспространения. В ряду таких мер - принятие Плана действий по обеспечению безопасности радиоактивных источников (2003 г.), Плана действий в области нераспространения ОМУ (2004 г.), рекомендаций по усилению контрольных функций МАГАТЭ, политическая работа с широким кругом государств с целью предотвращения утечек материалов и технологий двойного применения.
Для России имеет особое значение принятая в 2002 г. инициатива "восьмерки" о развертывании Глобального партнерства против распространения оружия массового уничтожения. Она предполагает привлечение до 2012 г. на эти цели до 20 млрд. долларов, что было подтверждено на Си-Айленде. В соответствии с российскими приоритетами взаимодействия в рамках Глобального партнерства уже заключен ряд соглашений о сотрудничестве в ликвидации химического оружия и утилизации списанных атомных подводных лодок.
Участие в "Группе восьми" способствует созданию необходимых условий для дальнейшего проведения экономических реформ у нас в стране. Опираясь на поддержку партнеров по "восьмерке", удалось реструктурировать нашу внешнюю задолженность на общую сумму около 70 миллиардов долл. После решения саммита в Кананаскисе о председательстве России в "восьмерке" значительно повысился кредитный рейтинг нашей страны, что облегчает доступ отечественных деловых кругов на зарубежные финансовые рынки, стимулирует рост иностранных инвестиций в российскую экономику.
Вместе с тем в силу объективных причин, прежде всего экономического характера ("количественные" параметры нашей экономики - общий объем ВВП, доход на душу населения и др.), российские представители не в полном объеме участвуют в обсуждении вопросов в ходе регулярных встреч министров финансов, их заместителей и финансовых су-шерпов "восьмерки". Дальнейшему усилению позиций России в финансово-экономической сфере деятельности "Группы восьми" способствуют динамичное экономическое развитие страны в последние годы (по среднегодовым темпам роста ВВП наша страна - лидер "восьмерки"), рост золотовалютных резервов (по этому показателю Россия входит в десятку ведущих стран мира), ответственная политика на мировых энергетических рынках, четкое соблюдение графика погашения внешних долгов. Подъем национальной экономики позволяет нашей стране наращивать участие в донорских усилиях "Группы восьми", нацеленных на решение острых проблем беднейших стран мира.
На открывающемся сегодня в Глениглсе (Великобритания) очередном саммите "Группы восьми" российская сторона намерена активно содействовать выходу на весомые взаимоприемлемые решения. Хотелось бы отметить, что у "восьмерки" при всем разнообразии подходов к различным вопросам повестки дня саммита гораздо больше общих интересов и точек соприкосновения, чем расхождений.
Пристальное внимание, как представляется, будет уделено вопросам, связанным с ядерным досье Ирана и КНДР. В отношении Ирана Россия делает упор на снятие проблемы путем переговоров и диалога, в т.ч. между Тегераном и "евротройкой". Что касается КНДР, проводим линию на возврат Пхеньяна за стол переговоров, возобновление "шестистороннего" процесса.
Саммит в Глениглсе будет предварять начало процесса перехода к России председательских функций в "Группе восьми" в 2006 г. Со своей стороны, в Москве готовятся к тому, чтобы достойно принять эстафету председательства, успешное проведение которого рассматриваем как одну из центральных задач нашей внешней политики.