Владельцев лодок заставят платить налоги с 10 раз больше прежних

Эх, прокачу!

Когда в редакцию обратились владельцы лодок, на себе испытавшие прелести госрегистрации, я была немало удивлена этим обстоятельством. Вот тебе и раз,  подумалось. Это что же получается, и нашу туристическую группу вполне могут развернуть где-нибудь в Лабытнангах? И катамараны с байдарками отнимут из-за отсутствия госрегистрации? И я отправилась в государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) МЧС по Ярославской области. Именно ее называют в народе водной ГАИ, это она регулирует проезд по водной глади. А в случае нарушений и штраф берет.

Мое любопытство удовлетворили здесь частично. Толком разъяснить, чем туристический катамаран или байдарка отличается от своих спортивных собратьев, которые находятся в ведении Федерального агентства по физкультуре и спорту, мне не смогли. Отчего и усвоила я, что с такими плавсредствами сотрудники ГИМСа все же не связываются. Хотя на бумаге те байдарки и катамараны, что являются туристическими, действительно регистрации подлежат.

Как подлежат регистрации и ежегодному техосмотру все катера, яхты, моторные лодки, скутера и надувные лодки, если грузоподъемность их  больше 225 килограммов. Под меньшую грузоподъемность подпадают лишь одноместные лодки ну и надувные матрасы, конечно. Их хозяева могут спать спокойно: им никакие согласования не страшны. Остальным же, прежде чем на законных основаниях спуститься на воду, теперь нужно собрать немало документов и выложить энную денежную сумму.

Всего в области сейчас зарегистрировано 17 тысяч водных "авто". Парк их весьма разнообразен, как различается и состав владельцев. Для кого-то лодка - средство к существованию, а для кого-то - забава, средство прокатиться с ветерком.
Говорить о точном числе незарегистрированных судов в области в ГИМСе не берутся, сообщая лишь примерное количество каждый год вылавливаемых нарушителей: около двухсот человек за сезон.

С дырочкой в правом боку

Первопричина волнений лодочников - в изменившемся с этого года федеральном законодательстве. Согласно поправкам к Налоговому кодексу, чтобы бороздить речные просторы на судах любого ранга (а исключение составляют лишь одноместные надувные лодки), нужно заплатить как минимум полторы тысячи рублей. Причем сумма за госрегистрацию судов, относящихся к категории "суда речного плавания", оказалась одинаковой как для надувной лодки, так и для вполне серьезного пассажирского теплохода типа "Москва", - тысяча рублей. Раньше подобное "удовольствие" стоило почти в десять раз меньше.

На этом траты судовладельцев не заканчиваются. К тысяче сразу же прибавляется двести рублей - за судовой билет. И стоимость курсов водного вождения - это еще тысяча двести. Плюс плата за техосмотр, которая кажется уже чисто символической, - около пятидесяти рублей, в зависимости от плавсредства.

Тут и приходит в голову: а может, ну его - проще на речном трамвайчике покататься? И дешево, и сердито выйдет.

В ГИМСе своя правда: и регистрация, и техосмотр необходимы. Аварии на воде, конечно, случаются реже, чем на дороге, но все же случаются. И задача ГИМСа - свести их число к минимуму. К тому же истинное число аварий из-за технической неисправности отследить невозможно, так как участники водного ДТП, как правило, с заявлениями в ГИМС или милицию не обращаются.

В конце мая из-за неисправности катера один из районов области едва не остался без главы местной администрации. А ЧП так и не было зарегистрировано, потому слухи ходят вокруг этого происшествия самые разнообразные.

Глава района вместе с другими чиновниками отправилась с визитом во "владенья свои" - в деревню на другой стороне Рыбинского водохранилища. Ехали на частном катере, который, как говорят, перед отправкой был тщательно проверен на предмет неисправностей. Что случилось с судном на воде, теперь уже навряд ли удастся узнать. Ответ покоится сейчас на многометровой глубине вместе… с самим катером. Ясно одно - из-за какой-то неисправности лодка начала тонуть. Хорошо хоть помощь подоспела быстро.

- Резиновая лодка тоже не самое безопасное транспортное средство, - уверен заместитель начальника ярославского ГИМСа Сергей Ширин. - С их участием также случались ЧП. Бывает, что на техосмотр приносят лодку, а она вся в дырах. Есть люди, которые перед спуском на воду свои суда не проверяют.

Нарушителей карают сурово. Незарегистрированная лодка может причинить своему владельцу массу неудобств, начиная от штрафа с "потолком" в две тысячи рублей и заканчивая ее изъятием в случае неподчинения. Вылавливают нарушителей в ходе организованных рейдов, которыми охватываются практически все водные просторы области.

За семь верст деньги получать

Критической отметки волна народного гнева судовладельцев достигла после того, как кроме основных денежных "новшеств" с них стали взимать дополнительную плату. К примеру, за сдачу экзамена по управлению плавсредством - 160 рублей. После чего один из пострадавших со товарищи написал заявление в транспортную прокуратуру.

Проведенная сотрудниками правоохранительных органов проверка показала: действительно, поборы взимались завышенные. Хотя злого умысла в этом прокурорские работники не усмотрели. Ведь никакой личной выгоды гимсовцы не получали - деньги переправлялись в федеральную казну.

- Это не наша инициатива, - сам не рад такой головной боли Сергей Ширин. - Ведь нам от этого никакой выгоды нет. Все эти средства идут в федеральный карман. Вышла такая неразбериха из-за отсутствия комментариев к появившимся с нового года законам. Поэтому по одному документу выходило, что сдающие экзамен, как водители транспортного средства, должны были платить 160 рублей. А по другому - нет. Просили мы разъяснений у вышестоящих органов. Нам даже предлагали руководствоваться правилами дорожного движения… Сейчас всем переплатившим мы выдаем заверенные печатями справки, с которыми им следует идти в налоговую инспекцию. Хотя, вероятнее всего, за своими 160 рублями владельцам лодок придется в Москву ехать. Деньги-то федеральные.

Пароход и лодка - близнецы-братья

В Череповце, как говорят местные инспектора ГИМС, подросшая госпошлина серьезно отразилась на количестве желающих зарегистрироваться судовладельцев.

- Конечно, такие расценки недопустимы. Это что же получается, одинаковую госпошлину платят и за надувную лодку, и за судно "Волгобалта"! - комментирует ситуацию старший госинспектор Надежда Багулина. -  Прежде всего это новшество ударило по владельцам гребных судов. Если сравнивать с прошлым годом, где-то процентов на тридцать их стало меньше. С моторными лодками нам несколько проще, так как их владельцам, хочешь не хочешь, все же приходится оформлять документы. Слишком большие штрафные санкции в противном случае нарушителей ждут. Легче заплатить все же тысячу триста. Кроме того, хозяевами гребных лодок являются, как правило, пенсионеры или люди с низким достатком - те, для кого эта тысяча - сумма едва ли не запредельная. Многие за весну - начало лета уже приходили, скандалили. Никак не могут понять, что не мы это новшество придумали.

Разобравшись с вопросом, кто виноват и что делать, судовладельцы написали письмо в адрес депутатов Государственной думы от Вологодской области и депутатов местного заксобрания. Ответа пока не дождались, но отступать не намерены.

Череповецкой же госинспекции в ожидании лучших времен остается разъяснять владельцам лодок их права и обязанности. А еще штрафовать.

- Вылавливать на водохранилище нарушителей приходится часто. Но не менее часто владельцы транспортного судна представляют ложную информацию о себе. Надеемся, что с появлением единого государственного реестра ситуация изменится.

Продолжение следует?

Очередным сюрпризом для лодочников стала необходимость установки габаритных огней на резиновых лодках с мотором. Малые судовладельцы комментируют новшество исключительно с употреблением ненормативной лексики. А более сдержанные лодочники в очередной раз засобирались в прокуратуру…