Как и ожидалось, парламентское большинство официально оформило раскол в "Родине". Для того чтобы разрешить "коллизию", возникшую впервые за всю историю современного парламентаризма, думскому Комитету по регламенту пришлось накануне работать весь день.
Проект постановления с поправками к регламенту, позволяющему развести рогозинцев и бабуринцев, был готов лишь к позднему вечеру. И некоторые члены комитета увидели согласованный с юристами вариант уже утром, перед началом пленарного заседания. По этому поводу председателю комитета Олегу Ковалеву были высказаны упреки. Он согласился с тем, что подобная практика, может быть, и не очень хорошая, но комитет должен был выполнить возложенную на него задачу. Поправки утверждались не общим голосованием на заседании комитета, а сбором подписей. Под чем же депутаты подписались?
"Фракция, сформированная на основе политической партии, прошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока, подлежит регистрации независимо от числа ее членов" - из этого следует, что бабуринской "Родине" не надо заниматься "подрывной" работой, достаточно и тех девяти человек, что уже написали заявления о вступлении в новую фракцию.
"Фракция, сформированная на основе политической партии, прошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока, в случае использования в своем названии наименования данного избирательного блока обязана указать в названии также свои отличительные признаки, - таким образом, право решать, какими будут эти признаки, поправленный регламент оставляет за фракциями. Но это значит, что регистрацию с новым названием в ковалевском комитете должна пройти не только "Родина" Бабурина, но и "Родина" Рогозина.
Скандальная история наконец получила завершение, хотя и с перспективой судебного разбирательства - Рогозин это обещает. И Олег Ковалев, тут же обвиненный Андреем Савельевым в пересмотре итогов выборов 2003 года, удовлетворен. Конечно, теоретически принятые вчера поправки в регламент (340 депутатов "за", 29 - "против", двое воздержались) могут быть еще однажды востребованы в нынешнем созыве - ведь в составе блока было три партии. Но в последний раз. Больше блоками ходить во власть партии не будут. Закон не позволяет.
Госдума вчера досрочно прекратила полномочия депутата Михаила Задорнова - по его личной просьбе. Задорнов решил сменить многолетнюю парламентскую деятельность - в Думе он с первого созыва - на коммерческую. Михаил Задорнов назначен на должность президента-председателя правления ГУТА-БАНКА.
Депутаты приняли в первом чтении внесенный в Госдуму законопроект об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Красноярского края. Регион с таким названием уже есть на административной карте России, однако теперь он прирастает двумя автономными округами - Таймырским и Эвенкийским. Как сказал полномочный представитель президента в Государственной Думе Александр Косопкин, законопроект закрепил наметившуюся тенденцию укрупнения регионов. Первопроходцем стал Пермский край. Правда, на этот раз объединяются не два, а сразу три региона.
"Есть ли план такого объединения? Кто следующий?" - задали провокационный вопрос Косопкину коммунисты. Представитель президента на провокацию не поддался и в очередной раз объяснил позицию Кремля: никакого плана укрупнения регионов у федеральной власти нет, никакого давления на регионы не оказывается - все происходит на добровольной основе - в соответствии с волеизъявлением жителей субъектов Федерации.
Днем рождения нового субъекта Российской Федерации станет 1 января 2007 года. В переходный период, который может продолжаться до 31 января 2007 года, в новом Красноярском крае должна появиться новая государственная власть - 15 апреля 2007 года предусматривается проведение выборов Законодательного собрания края. И не позднее чем через 35 дней после того, как оно будет сформировано в правомочном составе, президент внесет кандидатуру первого губернатора нового субъекта Российской Федерации.
О том, как по-новому обустраивать Россию, думцы говорили - но уже без торжественных нот в голосе - и при обсуждении еще одного вопроса повестки дня. Большая группа депутатов внесла в нижнюю палату законопроект, который предлагает замедлить ход реформы местного самоуправления. Правда, один из авторов законопроекта, "единоросс" Михаил Гришанков уверял коллег, что реформа местного самоуправления не приостанавливается, она как шла, так и будет идти дальше. По словам Гришанкова, концепция законопроекта направлена на то, чтобы субъекты приступали к реализации Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" исходя из своей готовности. С этой целью предлагается с момента опубликования федерального закона до 1 января 2009 года установить переходный период и предусмотреть вступление закона в силу по окончании этого периода. Но избирательно - если во вновь созданных муниципальных образованиях уже сформированы органы местного самоуправления, пусть они действуют. А если нет, если регион не готов к исполнению закона в полном объеме, он "вправе до 1 января 2009 года определить своим законом порядок и срок", когда органы местного самоуправления этого региона смогут приступить к исполнению полномочий, предусмотренных федеральным законом.
Такое неуважение к принятым Госдумой законам, которые позволяется менять региональным законодателям, вызвал возмущение большинства депутатов. Они считали, что инициатива коллег разрушительна. Она толкает страну к законодательному хаосу, демонстрирует несостоятельность власти, может вызвать пренебрежение населения к уже избранным во власть людям.
Председатель думского Комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый признавал, что действительно далеко не во всех регионах власть готова исполнять полученные полномочия. И потому можно понять благие намерения авторов законопроекта. Однако он напомнил: 131-й закон - один из пакета законов по реализации государственной концепции по разграничению полномочий. "Эта реформа, - сказал глава комитета, - преследовала цель повышения эффективности публичной власти на всех уровнях". И выразил надежду, что эта цель не изменится. Но счел нужным напомнить коллегам, что в 2004 и 2005 году Дума приняла серьезные, фундаментальные изменения в федеральное законодательство. Перестроены Налоговый и Бюджетный кодексы, приняты Жилищный и Градостроительный кодексы, которые учитывают новую систему организации местного самоуправления. Запущен бюджетный процесс на 2006 год. И в России немало регионов, которые уже приступили к реализации положений закона и успешно с этим справляются. То есть реформа идет. Действительно, есть проблемы, обусловленные и разным уровнем социального развития территорий, и дефицитом кадров. Закон требует изменений, согласен Мокрый, но не для того, чтобы отменить реформу местного самоуправления, а для того, чтобы совершенствовать ее правовую базу.
Последнее пленарное заседание сессии вообще оказалось сверхрезультативным - сразу 18 законов приняты в третьем окончательном чтении.