Авторы "Беловежской пущи" о "Славянском базаре"

Завтра открывается фестиваль "Славянский базар в Витебске". Вместе с многочисленными орфеями России, Беларуси и ближнего и дальнего зарубежья в фестивале примут участие композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.

 

Без авторов ставших знаковыми песен "Белоруссия" и "Беловежская пуща" "Славянский базар" немыслим. В их песнях есть та мелодическая "изюминка", которая, как заметил Евгений Светланов, "сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании". Все партитуры своих песен Пахмутова всегда пишет сама - будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер. Творческий союз Пахмутовой с поэтом Добронравовым дал отечественному песенному жанру многие яркие, творчески самобытные песни. Песни Пахмутовой исполняли классики отечественной песни Людмила Зыкина, Сергей Лемешев, Георг Отс, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, а также ансамбли "Песняры", "Самоцветы", "Верасы", "Сябры", группа Стаса Намина.

Наша беседа с авторами прославленных песен Александрой Николаевной Пахмутовой и Николаем Николаевичем Добронравовым состоялась накануне "Славянского базара". И, естественно, речь зашла о предстоящем "Славянском базаре в Витебске", где в рамках Дня Союзного государства состоится творческая встреча композитора и поэта с фестивальной аудиторией.

- Для меня Россия и Беларусь - навсегда. - Так начала наш разговор Александра Николаевна. - Мы связаны одной судьбой. Мы будем дружить всегда, потому что наша общая жизнь - естественное состояние наших народов. Белорусская песня для меня - высокоталантливая народная музыка, которую я слышала с детства. У нас одни корни. Знакомство не только нашей страны, но и всего мира с белорусской музыкой началось с расцвета "Песняров" под управлением Владимира Мулявина. Благодаря "Песнярам" и Мулявину народ узнал и полюбил белорусскую песню.

- Поговорим о современной песне. Какие плюсы и минусы в ней за последнее десятилетие вы бы отметили?

А. Пахмутова: В своем вопросе вы обозначили границы: "за последнее десятилетие" - и тем самым уже ответили на этот вопрос. На сегодняшнюю песню влияют много глобальных и частных факторов: политика и жизнь в стране вообще, условия обучения в музыкальных учебных заведениях, борьба чисто творческого начала с законами шоу-бизнеса. Хотелось бы, чтобы вопрос качества произведения оказался в центре внимания. Вопрос этот очень серьезный, отвечая на него, надо всегда помнить о том, что какова жизнь - такова и песня.

Н.Добронравов: У нас сегодня если музыка не коммерческая, она не ведет к большим барышам, а потому не интересна. А хорошие песни у нас есть: например, песни Игоря Демарина, прекрасно работает в Беларуси Игорь Лученок.

А. Пахмутова: У Лученка есть песни, которые можно считать просто народными, настолько они любимы и их все знают. Сейчас всех раздражает реклама, и тем не менее музыка рекламы у всех на слуху. В песне становится важным, как часто она звучит в эфире, нежели качество произведения.

- На Западе в шоу-бизнесе задействованы звезды первой величины Барбра Стрейзанд, Лайза Миннелли...

А. Пахмутова: Нас перекормили англоязычными песнями. Духовное развитие нации оказалось тесным образом связано с экономической зависимостью. Например, я люблю прекрасные песни - греческие, югославские... Но мы же их не знаем, потому что у этих стран, очевидно, нет возможностей, чтобы доказать миру: кроме рок-н-ролла есть еще и другая музыка, другие песни, другие танцы, другие ритмы!

- Как вам удается так долго - более трех десятилетий работать в творческом тандеме? Бабель говорил Горькому о соавторстве: мол, нельзя играть на одной скрипке вдвоем...

Н. Добронравов: Мы не играем на одной скрипке. На скрипке, если говорить образно, играет Александра Николаевна, а я имею дело со словом, а не с музыкой. Что касается тандема, то трудно работать вместе в одной связке двум литераторам. Что касается дуэта с Александрой Николаевной, то мы с ней всегда помним слова Антуана де Сент-Экзюпери из "Маленького принца": "Любить - это не значит смотреть друг на друга. Это значит - смотреть в одном направлении". К творческому союзу эти слова имеют самое прямое отношение.

- Случается вам спорить?

Н. Добронравов: Обязательно! И часто, много, долго. И не только на творческие темы. Истина рождается в споре.

- Что чаще служит побудительным мотивом в создании песни - мелодия или стихи?

Н. Добронравов: Каждый раз по-разному. Не буду перечислять произведения, которые начинались со стихов или с музыки. Самое лучшее - когда вместе стоишь у истоков работы. Как говорил Станиславский, каждая роль - это система с самого начала. Создавая каждую песню, надо начинать с самого начала и по-новому.

- Простые люди иногда считают, что служители муз парят в облаках, минуя бытовые мелочи жизни...

А. Пахмутова: У нас очень трудная жизнь. Не жалуюсь, но это так. Могу только одно сказать, что у нас нет института обслуги, у меня самая активная часть жизни - контакты с людьми, контакты с прессой. Порой это утомляет, мне очень тяжело, но лучше уж я сама что-то сделаю...