Глава ОБСЕ Димитрий Рупел: деятельность ОБСЕ должна стать более прозрачной

Российская газета | Глава МИДа России Сергей Лавров в своем выступлении в Гааге заявил, что в России нет понимания того, кто назначает глав различных полевых миссий ОБСЕ, которые занимаются мониторингом выборов. Лавров поинтересовался, кто дает им полномочия и какие полномочия. Есть ли у вас ответы на эти вопросы?

Димитрий Рупел | Я хотел бы сослаться на соглашение, принятое в Копенгагене в 1990 году. Этот документ делает процедуру отбора глав миссий ОБСЕ, наблюдающих за ходом выборов, прозрачной и открытой. Представители и наблюдатели ОБСЕ, работающие на разных уровнях, набираются с помощью специального списка экспертов ОБСЕ.

Более того, у нас в ОБСЕ имеется издание, которое мы публиковали несколько раз, в том числе и в этом году. В нем указаны четкие правила работы наблюдателей за выборами.

Я не знаю ни одного человека, который не считал бы процедуру ОБСЕ наблюдения за выборами честной. Наоборот, я слышал, что ее называли слишком честной.

РГ | В Эстонии и Латвии многие русские по-прежнему не могут получить гражданства, реализовать свои естественные права. Почему ОБСЕ не критикует властей этих стран за ущемление прав русскоязычного населения?

Рупел | ОБСЕ имеет сильную структуру, которая занимается делами национальных меньшинств. Ею руководит комиссар ОБСЕ Рольф Экеус. Он подготовил внушительный доклад по положению нацменьшинств в Латвии. Мы хорошо знакомы с этой проблемой и уже обращались к официальным лицам Латвии с тем, чтобы они приняли меры для решения проблем.

РГ | Есть ли у ОБСЕ готовый план решения конфликтов - таких, как в Приднестровье и Южной Осетии?

Рупел | Украина имеет собственный план урегулирования приднестровского конфликта. Я думаю, что ряд положений "плана Козака" и "плана Ющенко" по приднестровскому урегулированию можно совместить. ОБСЕ готова участвовать в работе по выработке единого проекта. Наша позиция заключается в том, что переговоры должны быть продолжены, а приднестровское урегулирование должно быть решено так быстро, как это возможно.

Что касается Южной Осетии, то мы здесь имеем план Михаила Саакашвили. Президент Грузии предложил его Совету Европы. Я должен сказать, что предложение Саакашвили - хорошо продуманное и взвешенное, но оно пока не получило отклика. Решение проблемы до сих пор ни на йоту не продвинулось.

Южная Осетия юридически является частью Грузии. Однако в этом регионе люди с критикой относятся к отношениям с Грузией. Я буду действительно рад, если план Саакашвили найдет поддержку в Европе. Но главное, чтобы он заработал в Южной Осетии.

РГ | Планируется ли реформа ОБСЕ? Как вы считаете, когда она может состояться и насколько она может быть радикальной?

Рупел | Реформа ОБСЕ начнется после того, как мы завершим все консультации по этой проблеме. Последние консультации должны пройти в декабре этого года в Любляне.Я не думаю, что реформа будет очень радикальной. Она будет включать в себя несколько компонентов. Во-первых, мы намерены дать определенный законный статус ОБСЕ. До сих пор в нашей организации не существует как такового членства стран, у нас есть только страны-участники.

Во-вторых, нам нужен собственный устав. В-третьих, нужно внести коррективы в работу различных комитетов и советов ОБСЕ.

В-четвертых, деятельность ОБСЕ должна стать более прозрачной. В настоящее время решения в нашей организации принимаются путем консенсуса. Это дает другим странам возможность блокировать работу организации. В будущем мы намерены требовать у этих стран четких объяснений того, почему они решают воспользоваться правом вето.

РГ | Возможен ли в будущем пересмотр бюджета ОБСЕ?

Рупел | Естественно, если вы являетесь членом какого-либо клуба, вы должны платить членские взносы.

Если вы не платите, вы попадаете в "черный список" неплательщиков и вас даже могут исключить из него. Но из ОБСЕ мы еще никого не исключали, и я не думаю, что из-за неуплат мы кого-либо выставим за дверь.