"Братья грим" о фестивале "Крылья"

Среди полусотни самых разнообразных коллективов выступит молодая, но уже очень популярная группа "Братья Грим", недавно выпустившая дебютный альбом. О себе и о своем восприятии музыки "РГ" рассказали музыканты группы братья-близнецы Борис и Константин.

Российская газета | "Братья Грим" с одной буквой "м"?

Борис | У нас не одна "м", у нас полторы. Нас то с одной напишут, то с двумя, мы и решили: и вашим, и нашим.

РГ | Почему у вас на обложке диска голые девушки?

Константин | Мне кажется, настоящая рок-н-рольная обложка должна выглядеть именно так. В эстетике рок-н-ролла всегда были девушки, особенно с инструментами - красиво, интересно и привлекает внимание. Девушки, которые любят музыку до такой степени, что разделись догола, взяли инструменты и любовно на них смотрят, поглаживают.

РГ | Откуда появилось понятие "грим-рок" и что это за жанр?

Борис | На наш взгляд, такие формации, как "русский рок" и рокапопс, себя изжили. Они не исчезли, ведь до сих пор есть группы, которые играют в этих жанрах, но они никуда не двигаются, есть хорошие песни, но нет прогресса. "Грим-рок" вышел из "русского рока" и рокапопса. Отличительной чертой является первичность музыки. А не слов, как это принято в "русском роке": сплошные стихотворные произведения.

Константин | В конце концов, "грим-рок" - это рок с рыжим настроением.

Борис | Вообще российская музыка довольно депрессивная, в связи с тяжелой жизнью в 90-е и раньше. Сейчас у людей появилось время отдышаться и побыть иногда счастливыми. Как раз для этой цели и служит "грим-рок".

РГ | Один рецензент уже сравнил жизнерадостность вашей музыки с творчеством советских ВИА.

Борис | Это очень лестно, потому что советские ВИА в отличие от советской культуры андеграунда знали ноты и были профессиональными музыкантами.

Константин | Другое дело, что многое они писали под указку, а это плохо. Но "Песняры", "Земляне" высоко ценились за границей. А благодаря сегодняшним артистам нашу музыку там мало знают. Задача "грим-рока" - сделать так, чтобы наша музыка не отставала от западной. Пока мы не займемся мелодиями, а будем забываться бесконечной бардовской поэзией, нас не будут слушать в мире. Мы хотим, чтобы наша музыка была как русская литература. И чтобы подавалась не в виде девочек-лесбиянок.

РГ | По-моему, это мечта каждой молодой группы, выполнимость которой быстро становится сомнительной?

Константин | Нашу музыку уже успели послушать западные продюсеры, например продюсер группы Servant. Если Илью Лагутенко на Западе вообще никто не мог слушать, потому что музыки у него как таковой нет, есть гениальные слова, то нас слушали абсолютно серьезно.

Борис | На Западе наплевать на слова. Музыка - это международный язык, не требующий перевода.

РГ | Однако готовы ли вы петь на иностранных языках?

Константин | Да, мы готовим альбом на Украине, где песня "Ресницы" будет звучать на украинском языке. То же самое хотим проделать и с англоязычным альбомом.

РГ | Совсем недавно вы были неизвестными самарскими музыкантами, как вы воспринимаете процесс собственного успеха?

Борис | Когда мы в начале лета приехали в Самару представлять диск, нас у поезда встретили поклонники с плакатами. Вот тогда мы ощутили, что у нас что-то получается.

РГ | Правда, что на заре успеха вы чуть не встретились с Юрием Айзеншписом?

Борис | Так как у нас в Москве живут родственники, да и Самара недалеко, мы несколько лет тому назад периодически приезжали в столицу и раздавали свои демонстрационные диски. И однажды напоролись на Юрия Айзеншписа. Я позвонил ему по телефону в студию, поднял трубку он. Я ему сразу сказал, кто мы такие. Но его больше интересовала не музыкальная сторона дела, а наша внешность: какой у нас рост, вес. Я сказал: мы два рыжих брата-близнеца. Его заинтересовало. С Леонидом Бурлаковым (продюсер группы. - Ред.) все было иначе: он не знал, что мы близнецы, он услышал нашу музыку, прислал письмо по мейлу, и потом, когда мы договаривались о встрече, спросил: как я вас узнаю? Мы сказали. Но в первую очередь он реагировал на музыку.

РГ | Как влились в рок-общину?

Константин | Есть пара-тройка друзей из бомонда московского. Но мы не любим отождествлять себя с какой-то группой людей. Мы и в Самаре этим никогда не занимались.

Борис | У нас там был рок-клуб, но мы его не особо посещали. Потому что когда человек начинает объединяться в какие-то группировки, он варится в их соку, и ничего личного не остается.

РГ | Почему у вас отношения с Земфирой не сложились?

Константин | Наши друзья-поклонники решили пошутить: распечатали пиратскую афишу с логотипом "Максидрома" и написали крупными буквами "Братья Грим", а внизу приписка: "и другие хорошие группы". Это была такая шутка. Мы никого конкретно не обидели. И группа Servant не обиделась, и Thirteen Senses не обиделась, Franz Ferdinand тем более, Лагутенко, будучи человеком здравомыслящим и адекватным, тоже: он знает себе цену. Но обиделась почему-то Земфира. Мы, молодая группа, решили пошутить, нас никто не знает, Земфиру - все знают. Почему нет? Она странно на это отреагировала, начала гадости про нас говорить. Тем не менее, мы все равно ее любим, мы всегда уважали ее творчество. Не знаю, чего она хотела, видимо, пофлиртовать с нами, ближе познакомиться.

РГ | Познакомилась?

Борис | Она с нами не общалась, она общалась с Леней Бурлаковым (бывший продюсер Земфиры. - Ред.), говорила, что не будет выступать, потому что на фестивале будем мы. Были другие интересные вещи: Олега Чубыкина выставили из ее гримерки. Он ее знает хорошо, зашел к ней в гримерку, а она ему первый вопрос: как ты относишься к "Братьям Грим"? Он вообще-то был нашим саунд-продюсером, поэтому как он может относиться? Он сказал, что думает. Она сразу: выйди из моей гримерки! Он говорит: Да ты что, я свободный человек, чего я буду выходить? Тогда она: охрана, выведите Чубыкина из моей гримерки! Чубыкин долго смеялся. В принципе она девушка талантливая, ей дозволено такие вещи делать. Была бы она мальчиком - мы бы с ней поговорили, а девушке все простительно. Девушек нужно баловать.