Российская газета | Чем можно Андрея Макаревича заманить на фестиваль?
Андрей Макаревич | Хорошей компанией. У нас там за сценой свое общение происходит. Есть ощущение общего праздника. Мне даже бывает обидно, что мы ни разу не участвовали в "Нашествии", потому что оно традиционно происходит в августе, а мы традиционно в августе разъезжаемся. У нас такое правило. И мы не можем такую традицию нарушить. А "Крылья" - это уже старая любимая история, давнишняя.
РГ | Вас как артиста не смущает уровень восприятия песен?
Макаревич | Знаете, я бывал на прекрасных джазовых фестивалях под открытым небом, с огромными аудиториями - это, к сожалению, пока не у нас происходило - и тут, видимо, дело все в уровне культуры. И все же я достаточно оптимистично настроен. Я считаю, что если музыка хорошая - ее услышат.
РГ | Что же мы услышим от вас на фестивале?
Макаревич | Не знаю, мы это решаем в день выступления. Мы смотрим, какая атмосфера, какое у нас настроение, перед кем предстоит играть. В связи с этим придумывается какая-то гармония и формируется программа.
РГ | Старые песни?
Макаревич | Все возможно.
РГ | Есть ли песни, которые вы уже не играете принципиально?
Макаревич | Принципиально мы ничего не делаем. Мы не играем те песни, которые нам играть неинтересно. От которых мы не получаем удовольствия.
РГ | Вы часто задумываетесь о будущем "Машины времени"?
Макаревич | Я вообще не задумываюсь о ее будущем. Конечно, есть какие-то планы, краткосрочные и долгосрочные. Вот осенью начнем думать о новой пластинке. Вот и все.
РГ | Часто ли вы вспоминаете прошлое группы?
Макаревич | Никакой меланхолии, никаких воспоминаний.
РГ | Вы сейчас известны не только как музыкант, но и как телеведущий, художник, дайвер... На что больше времени у вас уходит?
Макаревич | В зависимости от ситуации. Вот сейчас все время уходит на запись пластинки. Выделил две недели на это. Потом я буду снимать блок передач, тогда у меня все время будет уходить на это. А потом мы поедем на гастроли, и все время буду тратить на это. Самое главное - это разложить вот так все по времени, чтобы одно не мешало другому.
РГ | Вы неоднократно говорили, что сторонитесь политики, но волнуют ли вас насущные проблемы шоу-бизнеса?
Макаревич | А что, у нас есть шоу-бизнес? Если шоу-бизнес - это "Фабрика звезд", то не волнует.
РГ | А разговоры о фонограммах, о пиратах - вы в этом участвуете или тоже сторонитесь?
Макаревич | Фонограмма - это вообще дело совести каждого. Правда, если воровство входит в норму жизни, тогда приходится принимать законы против воровства. Вот с фонограммой та же история. А пираты меня не очень волнуют. Мне просто не нравится, что кто-то регулярно присваивает мои деньги. Я не такой богатый человек. Мне также не нравится, что государству на это наплевать. И из-за этого у меня возникают подозрения, что оно в этом замешано. Во всяком случае, какие-то государственные лица. Это противно.
РГ | Часто читал у вас на сайте извинения группы за то, что она не будет участвовать в каком-то концерте по причине того, что выступление не было согласовано с организаторами. Откуда такое количество аферистов?
Макаревич | Оттого, к сожалению, что не было исторического срока для того, чтобы в людях воспиталось чувство ответственности. При советской власти оно не требовалось. А потом так все резко изменилось... Вот должно вымереть это поколение.
РГ | Вам практицизм и жизнь в условиях рынка не мешают заниматься творчеством?
Макаревич | Ты с этим сталкиваешься, когда ты хочешь реализовать то, что ты сделал. Когда тебе начинают объяснять, что это формат, а вот это не формат. И тогда мне хочется убить человека сразу, прямо на месте. Как будто он занимается производством сосисок. Вот эта на 5 см длиннее, поэтому она в упаковку не влезает. Это омерзительно, но так обстоят дела. Я не вижу выхода из этой ситуации.
РГ | Вы мне кажетесь очень разочарованным человеком.
Макаревич | Я бы ничем не занимался, если бы я был разочарован. Человек в состоянии разочарования не способен ничего создавать.
РГ | Что же вас вдохновляет?
Макаревич | Вот это я не знаю. Я не вычленяю этого из всего происходящего. Есть настроение, и слава богу. Песни сами возникают тогда, когда они считают нужным возникнуть. А я их просто записываю, когда они приходят.
РГ | Что с вашим проектом "Андрей Макаревич представляет"?
Макаревич | Он только начинается. Пока всего две пластинки выпустили. Песни Булата Окуджавы, которые я записываю с "Оркестром креольского танго" войдут туда же, я думаю. Дальше - посмотрим. По мере поступления того, что хотелось бы издать.
РГ | Чем должен привлечь вас молодой музыкант, чтобы вы его "представили"?
Макаревич | Качеством того, что он делает. Степенью интересности того, что он делает. Степенью неординарности. Одаренности. А чем же еще? Прежде всего, это должно быть хорошо. И это касается всего.
РГ | Вы до сих пор слушаете "Битлз"?
Макаревич | Мне их не надо слушать, я их настолько хорошо знаю, что могу проиграть любую пластинку в голове от начала до конца.
РГ | Мы встречаемся с вами в театре, а что вы здесь делаете?
Макаревич | Пишу пластинку тех самых песен Булата Окуджавы с "Оркестром креольского танго". Мы здесь пишем уже третий альбом. В Москве колоссальное количество студий для производства всяких музыкальных консервов, но очень мало студий, где можно писать живую музыку. Еще меньше студий, где люди это умеют делать. Здесь просто эту музыку любят, здесь стоит рояль. Здесь очень хорошие живые барабаны. Здесь замечательно пишут живые гитары, скрипки, флейты и всякое прочее, а вообще здесь тоже хорошая студийная атмосфера.