Павел Ипатов: Моментальное изменение системы местного самоуправления невозможно

Российская газета | Павел Леонидович, каково ваше отношение как губернатора одного из регионов к этой реформе?

Павел Ипатов | Саратовская область - регион средний. Его нельзя назвать беднейшим, потому что есть и хуже. Но его нельзя назвать и богатым. А с учетом проблем в экономике, которые складывались в последние годы, у нас все-таки достаточно напряженный бюджет. Свободных денег в нем нет - это бюджет выживания. Он позволяет обеспечить на самом минимальном уровне жизнедеятельность области.

Но тем не менее и я, и правительство Саратовской области поддерживаем введение 131-го закона. Наша позиция очень простая: этот закон сегодня даст стимул людям, проживающим в поселениях, все-таки к каким-то действиям. Сегодня как власть устроена? Есть субъект Федерации, есть муниципальные образования: все спускается сверху вниз. При этом в большинстве муниципальных образований, а также в округах, которые сегодня существуют, подход один: дайте нам больше - нам всем плохо. Никто на сегодняшний день не пришел и не сказал: у нас все хорошо, спасибо, мы тут дополнительные доходы получили и готовы поделиться.

Чтоб инициатива рождалась все-таки внизу, на том же самом поселенческом уровне, у людей должна появиться мысль хотя бы о том, что жить нужно по средствам, жить нужно в отдельном поселении, что предусматривается 131-м законом. В отдельном поселении бюджет в основном складывается из налога на имущество и землю. Для того чтобы существовать этому поселению, налог нужно собрать. В Саратовской области сегодня зарегистрировано только 30 процентов земли. Очень много имущественных комплексов процедуру не прошли, и ни у кого не было желания в принципе этим заниматься, потому что всегда ждали, когда сверху дадут деньги.

На сегодняшний день закон подвигает к тому, что все это имущество должно быть зарегистрировано, должно быть подсчитано количество налогов, которые будут получать поселения, и, соответственно, - доходы-расходы. Поэтому я считаю, что на уровне поселения сегодня должна быть мотивация у местного совета полностью задействовать имущественный комплекс с целью взимания этого налога.

Когда это будет четко сформированный бюджет поселения и когда люди будут понимать, что именно эти деньги они смогут потратить на себя, то они будут определять приоритеты, куда в первую очередь эти деньги пойдут. Они будут знать, что на сегодняшний день у них существует только такой объем финансирования, и им никто из области или субъекта Федерации больше денег выделять не будет. Такое понимание, уверен, придет не сразу. И вот это, я считаю, первая и основная проблема - психология людей сегодня совершенно не позволяет в полной мере реализовать положения 131-го закона. Потребительское отношение есть и будет - это беда. Это социальная привычка людей к тому, что им все должно быть дано. Это непонимание того, что 15 лет назад поменялся строй, а люди остались в жизни социалистической формации.

Я убежденный сторонник того, что закон нужен. Но я точно так же уверен, что внедрить его архисложно. И внедрить его разово с 1 января 2006 года невозможно.

РГ | Вы предлагаете отложить его введение?

Ипатов | Конечно, нет. Я считаю, что с 1 января 2006 года на всей территории России Федеральный закон N 131-ФЗ должен вступить в действие с поправками, которые внесены сегодня в Государственную Думу. Эти поправки позволят внедрить закон поэтапно в течение трех лет.

Поправки, которые внесены в Госдуму в том числе и от "Единой России", находят понимание в правительстве. Там есть несколько нюансов, и я их коснусь буквально. На сегодняшний день меняются границы поселений. Соответственно появляется и новая территориальная нарезка. Что туда из имущества попало, должно быть зарегистрировано. И каждое поселение с 1 января будет знать, какой у него имущественный комплекс и сколько налогов.

Так как правительство планирует трехлетний цикл, то все эти механизмы начнут запускаться на три года. Это позволит эффективно использовать имущественный комплекс.

Сегодня в межбюджетных отношениях существует полная "уравниловка". Теоретически чем эффективней работает муниципальное образование, тем больше оно собирает налогов. Но это абсолютно не значит, что люди там живут лучше. Потому что все, что оно эффективно наработало, тут же передадут соседу, который работал плохо.

По новому закону и по новому трехлетнему циклу такого перераспределения нет. Предусмотрены различные фонды, которые должны вести перераспределение, но они будут работать на начальном этапе. Там есть свои ограничения, из-за которых изначально появятся богатые и бедные образования. Мы ставили вопрос о том, чтобы все-таки дать нам возможность на старте сделать равные условия.

КРАСНОЯРСК

Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края:

- Любое отступление от реформы местного самоуправления - это катастрофа. Это было бы полной дискредитацией власти в Российской Федерации. В Красноярском крае трехуровневую систему межбюджетных отношений мы введем уже через год. Во всех наших муниципальных образованиях прошли выборы. Вы как себе представляете в этих условиях поворот назад? Другое дело, что реформа связана с огромным числом проблем - имущественных, кадровых. Но это не тормоз в движении вперед. Ничто не мешает нам заключить соглашения с местными властями, взять на себя часть их полномочий и спокойно помогать им, скажем, в подготовке кадров. Дискредитировать власть нельзя. Ни в коем случае. Другое дело - в тех регионах, где выборы еще не прошли, наверное, можно взять паузу для более тщательной подготовки муниципальной реформы.