Сменивший на посту председателя комиссии вице-премьера Александра Жукова глава аппарата правительства Сергей Нарышкин объяснил подобную кадровую рокировку обычным техническим перераспределением нагрузки между членами кабинета министров. "Вице-премьер у нас один, и нагрузка у него большая, - заметил Нарышкин. - Я и до назначения на этот пост, будучи заместителем председателя комиссии, вел половину всех заседаний".
Что же касается самой административной реформы, то ей, похоже, не очень-то повезло. На одном из заседаний правительства министр экономического развития и торговли предложил закрыть и не продлевать действие Федеральной целевой программы "Административная реформа". Хотя в рамках этой программы должны были быть разработаны регламенты работы министерств и ведомств, административные регламенты по оказанию услуг. Собственно, именно принятие этих документов позволило бы создать нормально действующую административную систему в России. "Каждому чиновнику должно быть ясно, как и в какие сроки должны быть оказаны услуги населению, предприятиям и всем, для кого они существуют и работают", - разъяснял Жуков. Но не случилось. Греф посчитал, видимо, что нет необходимости закачивать бюджетные деньги в реформу, которая по сути сама себе противоречит.
На самом деле цели административной реформы менялись каждый раз по мере прихода нового состава кабинета министров. Тем не менее отчасти все же подразумевалось, что в ходе реформы не только уменьшится количество избыточных и дублирующих функций, но и сократится число чиновников. А вышло, как всегда, наоборот. Резко сократившееся число министерств было компенсировано разросшимися агентствами и службами.
Правда, как считает Нарышкин, идея разделения федеральных органов исполнительной власти на три категории: министерства, службы и агентства, полностью себя оправдала, даже несмотря на возникающие проблемы во взаимоотношениях министерств и подчиненных им агентств. "Министры привыкли иметь в своих руках полный набор полномочий, - заметил глава аппарата. - Поэтому необходимо еще некоторое время, чтобы новые принципы работы устоялись". Но министры не готовы мириться с независимостью агентств, входящих в состав их ведомства, и уже подготовили предложения о передаче функций ряда агентств министерствам. Однако Нарышкин считает, что нарушать созданную систему нецелесообразно, хотя очевидно, что отдельным министрам было бы удобнее работать, включив в состав министерских функций функции агентств. Точно так же нецелесообразным глава аппарата правительства считает полное выведение служб и агентств из подчинения министерств. К примеру, по его словам, решение о подчинении минэкономразвития Федеральной таможенной службы, а минфину - Федеральной налоговой службы вполне оправданно, так как такая конструкция необходима для эффективной выработки экономической, таможенной и налогово-финансовой политики. "Я не стал бы подвергать сомнению нахождение этих служб в блоках своих министерств", - сказал Сергей Нарышкин.
Тем не менее не исключено, что в будущем в систему органов исполнительной власти будут вноситься коррективы. "В августе Комиссия по административной реформе рассмотрит вопрос о концепции данной реформы, в том числе речь пойдет и о корректировке в системе органов исполнительной власти", - подтвердил Нарышкин.
Впрочем, созданная система и без того постоянно меняется. К примеру, в марте 2004 года указом президента была образована новая служба - Ростехнадзор, в ноябре того же года были созданы два агентства - по туризму и спорту. На днях Владимир Путин поручил правительству создать Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Но и на этом изменения не закончатся. Судя по всему, в ближайшее время все же появится документ о введении в министерствах должности статс-секретаря, несмотря на то, что это, по сути, дискредитирует первоначальную идею административной реформы. В последнее время министры все чаще жаловались на слишком малое количество заместителей.
"Статс-секретари - адекватная и необходимая функция каждого министерства", - заметил главный финансист. Однако премьер Михаил Фрадков не сдавался и реагировал на просьбу отрицательно: "У меня у самого только один заместитель, и я не прошу себе еще статс-секретаря. Если вопрос так решим, то завтра я попрошу себе пять заместителей. И, наверное, этот вопрос решится, когда мы все будем здесь плашмя лежать, я имею в виду себя". В рамках административной реформы ответственность министров приобретает иное качество, и они должны выполнять роль "капитанов, определяющих курс", настаивал премьер. Но, видимо, плашмя премьеру придется лечь уже в самое ближайшее время. И не ему одному. У его единственного заместителя Александра Жукова даже после передачи руководства Комиссией по административной реформе дел не убавилось.
Зато их несколько поубавится у министров. Ведь комиссия решила сократить государственные функции почти вдвое. Из 6,5 тысячи госфункций и полномочий только три тысячи решено оставить в качестве функций органов исполнительной власти. 25 ноября комиссия рассмотрит поправки в законы о безопасности дорожного движения, о милиции и ОСАГО с тем, чтобы упростить процедуру техосмотра. Кроме того, предполагается разработать типовые регламенты оказания государственных услуг, упростив, помимо техосмотра, процедуры государственной регистрации автомобилей и выдачи государственных знаков, медико-санитарную экспертизу, прием и регистрацию налоговых деклараций. Нарышкин не исключил, что будет упрощена и госрегистрация юридических лиц, выдачи паспортов и загранпаспортов. Правда, при этом сразу же и огорчил, заметив, что процедура упрощения государственных услуг займет "пару лет".