Командир экипажа - Эйлин Коллинз - справилась с управлением космическим челноком на "отлично". "Есть касание!" -доложил дежурный оператор смены подмосковного ЦУПа под аплодисменты присутствующих на операции по стыковке руководителей российской космической отрасли, американских астронавтов и множества журналистов.
Полет "Дискавери" и эта стыковка стали первыми и скорее всего пока последними после катастрофы "Колумбии". По крайней мере в нынешнем году. НАСА объявило о своем решении приостановить подготовку к намеченным на ближайшие месяцы запускам шаттлов. Речь идет прежде всего об "Атлантисе", который должен был стартовать в сентябре. Теперь за океаном решили все-таки не рисковать кораблем и жизнью экипажа: 1 миллиард долларов, израсходованный на модернизацию американских челноков, так и не устранил главной причины трагедии в 2003 году - отпадающих от топливного бака кусков термоизоляционной пены. "Полет "Дискавери" - в первую очередь испытательный. Он показал, что на самом деле работы оказалось больше, чем мы сделали. Мы были не правы" - такое заявление сделал вчера один из руководителей программы "Спейс шаттл" Билл Парсонс.
С камер, установленных на шаттле, хорошо было видно, как через три минуты после старта от корабля отлетели два фрагмента. Большой фрагмент появился в кадре во время отделения внешнего топливного бака.
Когда корабль находился уже в верхних слоях атмосферы. Кусок пролетел ниже правого крыла, но о борт не ударился. Изучив снимки тщательно, в НАСА прикинули размеры фрагмента: 55-80 см в длину, 25-35 см в ширину и от 5 до 20 см в толщину. То есть фрагмент меньше того, который ударил левое крыло "Колумбии". Тем не менее ситуация повторилась практически один к одному. С той лишь счастливой разницей, что сейчас термозащитное покрытие "Дискавери", как считают специалисты, не пострадало.
По крайней мере, внешний осмотр носовой части корпуса шаттла "Дискавери", сделанный астронавтами во время полета с помощью движного манипулятора, не выявил никаких повреждений. На подлете челнока к МКС его днище фотографировал экипаж станции - Сергей Крикалев и Джон Филлипс. Снимки были сделаны через иллюминаторы российского модуля "Звезда". Особое внимание Крикалев и Филлипс уделили правой створке люка, закрывающей переднее шасси, и поверхности сразу за створкой, от которых откололись кусочки защитной плитки. Кроме того, было заснято днище шаттла непосредственно перед правым крылом шаттла.
Сделанные снимки уже тщательно изучают в двух ЦУПах - американском и российском. Осмотр теплозащитного покрытия "Дискавери" будет более детально проведен во время первого выхода астронавтов в открытый космос, который запланирован на сегодня. Всего выходов будет три. И все три должны осуществить японский астронавт Соичи Ногучи и американец Стивен Робинсон.
Не исключено, что намечавшиеся на Земле чисто экспериментальные работы по отработке починки термозащитного покрытия шаттла на орбите перерастут в операцию, проводимую в "боевых условиях". Но это случится только в том случае, если отрыв плитки термозащиты действительно создал угрозу для возвращения шаттла домой.
На тот случай, если с кораблем в самом деле что-то случилось, специалисты НАСА уже разработали четыре способа ремонта. Если речь будет идти о неглубокой царапине, то ее просто покроют специальной теплозащитной краской. Если повреждение окажется маленькой трещиной, то ее зальют особой кремниевой массой. Если же она окажется побольше, то сначала заполнят вязким веществом, а потом покроют гибкой панелью, которую прикрутят саморезами к соседним плиткам теплозащиты. И как самый крайний вариант: большое отверстие могут заткнуть специальными затычками. Экипаж "Дискавери" привез с собой тридцать таких пробок разных форм и размеров. Кстати, специалисты подчеркивают, что ни один из этих способов не мог бы спасти астронавтов "Колумбии" - там разрушения были значительными.
Пока в НАСА считают, что осуществление спасательной экспедиции для снятия экипажа "Дискавери" с орбиты маловероятно. О каких-то фатальных повреждениях, когда астронавтам придется переходить на станцию, речь пока не идет. Причем возможность послать на выручку шаттл "Атлантис" из-за приостановки полетов челноков теперь тоже висит под вопросом. В принципе "Атлантис" вполне могут пилотировать два астронавта. При этом каждый шаттл рассчитан на экипаж из семи человек. Размер же палубного отсека достаточно большой, чтобы установить в кабине экипажа дополнительные кресла и забрать экипаж "Дискавери" с борта МКС.
Теоретически получается, что в случае отказа от возвращения астронавтов шаттлом "Дискавери" забрать экипаж с орбиты смогут лишь российские корабли "Союз". Но они за раз могут вместить лишь трех членов экипажа. Иными словами, для доставки экипажа шаттла с МКС на Землю потребуется три корабля "Союз".
"Сейчас у нас в высокой степени готовности находится "Союз ТМА", который должен доставить на Международную космическую станцию 12-ю основную экспедицию, - комментирует официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко. - Старт корабля с Байконура запланирован на 1 октября". Но закавыка в том, что так называемые ложементы, смягчающие перегрузки при спуске на Землю, делаются индивидуально по фигуре каждого космонавта. Сами металлические кресла в кабине "Союза" - типовые, а полужесткие "вкладыши" изготавливают по слепку тела космонавта. Для этого перед полетом раздетого космонавта заливают гипсом, и потом по этому слепку изготавливают "вкладыш" и скафандр. Между тем это станет большой проблемой, так как снять мерку с астронавтов на орбите нельзя. Кроме того, в российских кораблях "Союз" космонавты переносят большие перегрузки, к которым астронавты, совершающие полет на шаттле, не готовились. Существует также проблема иного характера - действующий в США так называемый закон Гилмора, запрещающий закупать российскую космическую технику. Под этот закон попадает и закупка российских пилотируемых кораблей "Союз". В случае, если закупка "Союзов" у России будет необходима, американскому Конгрессу придется пересмотреть действующее ограничение.
Между тем
"Для возможного спасения экипажа "Дискавери" мы готовы до февраля 2006 года запустить к Международной космической станции три пилотируемых корабля "Союз", - сказал вчера новый руководитель РКК "Энергия" Николай Севастьянов. Для этого, конечно, придется пересмотреть весь график запусков. По плану до конца этого года Роскосмос должен запустить два грузовых "Прогресса" - в сентябре и декабре и один "Союз". Как говорят специалисты, в случае проведения спасательной операции Россия к середине следующего года сможет запустить четвертый "Союз" - пустой, без экипажа, поскольку корабль может пристыковаться к станции в автоматическом режиме. Если ситуация будет разворачиваться по такому сценарию, то работающие Сергей Крикалев и Джон Филлипс будут дожидаться прилета этого корабля на станции: на борту обязательно должны быть опытные космонавты, которые могут проводить на орбите любые сложные операции, в том числе ручную стыковку.