Мама девушки Алины делилась со мной своими сомнениями:
— Шестнадцатилетние взрослых не слушают. Вот заладила: хочу на связи с общественностью. А запретишь — вдруг мечту сломаешь, потом будет меня упрекать, что я ее отговорила. Благо, в этом году можно подавать заявления одновременно на несколько специальностей. Мы этим воспользовались и дочь поступает еще на педагога-логопеда.
Специалистов «по связям…» готовят три высших учебных заведения края, не считая еще специалистов по рекламе. К слову, Алина по конкурсу не прошла, к тихому удовлетворению мамы.
Нынче возможностей у абитуриентов действительно больше. Правила поступления в российские вузы, установленные Министерством образования и науки, позволяют абитуриентам за лето сделать несколько попыток. Для этого, во-первых, был продлен срок подачи документов, который теперь составляет 25 дней (с 20 июня по 15 июля), во-вторых, многие вузы принимали от абитуриентов не подлинный аттестат о среднем образовании, а его копию. Это норма номинально поднимает планку конкурса. Абитуриент сдал документы на три специальности, но учиться-то будет на одной, однако на большую цифру конкурса его заявление влияет на каждой из заявленных специальностей.
В этом году сокращено количество бюджетных мест в высших учебных заведениях на некоторых специальностях, преимущественно гуманитарных и экономических. Соображения разные: и перепроизводство одних специалистов, и отсутствие спроса в регионе на другие профессии, и дефицит средств.
Но вузы открывают новые, ориентируясь на объективные потребности общества, на спрос: готовы платить и учиться – учитесь, и просто, чтобы выжить. как признавались мне преподаватели одной академии, они понимают, что не получится из выпускника, не знающего промышленного производства и реальных производственных отношений, антикризисного управляющего. но специальность «антикризисное управление» есть и спросом пользуется. а как звучит для вчерашнего школьника!
Самый беглый взгляд по статистическим данным заявлений абитуриентов, поданных в приморские вузы, показывает: выпускники школ по-прежнему в меньшей степени стремятся получить профессии производственной сферы — горного дела, машиностроения, судостроения, а также классических естественно-научных дисциплин — физики (2,2 человека на одно бюджетное место), химии (1,7), математики (2,2). (Здесь и далее приведены данные по статистике одного из приморских вузов).
Молодые люди предпочитают изучать, менеджмент (9 человек на место), финансы и аудит (12,6), международные отношения (7,8), мировую экономику (7), юриспруденцию (10,2), политологию (10,6), управление персоналом (10), туризм (16), рекламу (14) и связи с общественностью (14,5). Налицо приоритет административно-управленческих дисциплин перед производственными, технологическими и научными. Молодые люди не хотят производить, они хотят управлять производством.
Между тем в приемной комиссии рыбохозяйственного вуза мне рассказывали, как бедствуют рыбоперерабатывающие предприятия без инженеров-технологов. Ситуация такова, что не работодатель диктует правила игры технологу, а технолог диктует условия своей работы и размер ее оплаты. Абитуриенты же в этом вузе намерены изучать финансы и бухгалтерское дело, но не судовождение, не эксплуатацию судовых энергетических установок, не технику и физику низких температур (конкурс на эти специальности чуть более одного человека на место), не технологию, например, хлебобулочных изделий (два человека на место). Есть из кого выбрать, но все равно не сравнить с количеством желающих изучать рекламу.
О чем говорит повышение или понижение интереса абитуриентов к тому или иному факультету? О потребностях науки, общества, промышленности? Ничего подобного. Выбирая будущую специальность, абитуриенты и их родители ориентируются на личные представления о престижности вуза или выбранной специальности. Соображения о том, где потом работать, для абитуриента отходят на второй план, они пока не актуальны, сейчас главное – стать студентом.
Мнения
Анвир Фаткулин, проректор университета:
— На формирование профессиональной ориентации влияют образы, которые насаждают те же СМИ. Кого чаще всего можно увидеть по телевидению? Горного инженера, инженера-энергетика, прораба-строителя? Нет, успешного менеджера, теоретика-экономиста, юриста. При этом многие из них, успешные ныне, выходцы еще из социалистической системы образования.
Есть данные, что самые классные управленцы – технари. Например, выпускники баумановского университета. Технические дисциплины дают системные знания, системное мировоззрение. Когда у выпускника вуза в голове есть стройная система координат, когда он хорошо понимает причинно-следственные связи явления, он может разобраться и в технологии, и в руководстве производством, и в пиаре, если хотите. Пример? Губернатор Приморья Сергей Дарькин — выпускник инженерно-морского училища, губернатор Якутии Вячеслав Штыров — строитель, хабаровский губернатор Виктор Ишаев — судостроитель. И таких примеров много.
В профориентации абитуриентов есть еще одна проблема. То ли вузы, то ли СМИ, то ли власть не могут объяснить обществу, что сейчас в стране началось пусть пока робкое, но все же заметное возрождение промышленного производства.
Так, все выпускники горного факультета уже трудоустроены, а прошел после выпускного всего месяц. В крае после развала отрасли поднимается геологоразведка, есть потребность в специалистах по релейной защите, в квантовой и оптической электронике. Ну некому ремонтировать сложнейшие и дорогостоящие медицинские приборы!
Социальный работник, менеджер, рекламщик нужны, конечно, кто же спорит. Но на инновации, в которых нуждается страна, они коренным образом не повлияют. Есть такие профессии, которые, на мой взгляд, целесообразно получать как второе образование или в рамках системы повышения квалификации. Недаром в этом году министерство уменьшило заявки вузов как раз на дисциплины управленческого и гуманитарного профиля, поскольку понятно: база экономически развитого общества – индустрия, а для нее нужны кадры.
Александр Исаев, профессор:
— Я понимаю, почему дети выбирают бизнес-специальности: менеджмент, маркетинг, финансы, сервис. Это высокооплачиваемые профессии. Они ассоциируются с руководящим началом, с представителями высшей иерархии в обществе. И абитуриенты интуитивно в этом правы: рекламный бизнес занимает одно из первых мест по деньгам, которые в нем вращаются. Затраты на рекламу достигают 50 процентов в цене продукта. Да и в «Новостях» мы преимущественно видим руководителей, не филологов и не историков. Хирургом в 22 года не станешь, да и бухгалтером сразу не станешь, а вот бизнес-специальности — креативные, а в креативе, как мне представляется, молодой человек может опережать того, кто работал там 20-30 лет.
У молодежи не развито абстрактно-логическое мышление. Они тянутся к тому, что попроще, падки на «заманиху». «Международные отношения» — звучит! И все мнят себя дипломатами. Они просто еще не умеют трезво оценивать мечты и реальность. Полагаю, что сначала надо бы развить мозги, получить базовую университетскую классическую специальность, а потом узконаправленную. Я так ориентировал своего сына: он сначала стал математиком, а потом учил маркетинг.
Экономика — беллетристика после технических специальностей. Из технаря получается хороший бизнесмен, а философы, как мне представляется, не всегда видят систему, экономисты видят проблему кусками.
Есть термин — деиндустриализация. В нашей стране после перестроечных реформ увеличилось количество людей с высшим образованием в два с половиной раза. Мы перестаем производить — это опасно и ненормально. В США, например, сложилась такая практика: в стране остаются мозги, управленцы, а рабочие руки, которыми управленцы руководят, сосредоточены в Азии. Но это неестественное развитие общества, и американцы все понимают. Боюсь, что к этому идем и мы: людей с высшим образованием прибавляется, а лопатами у нас работают гастарбайтеры. А в обществе должны быть и ученые, и техники, и рабочие…
Лидия Коваленко, предприниматель:
— Я в прошлом преподаватель вуза, но в аспирантуре не доучилась: времена были трудные, пришлось с друзьями заняться своим бизнесом. Сын выбрал специальность «государственное и муниципальное управление». Поскольку он у меня человек самостоятельный, я сильно на него в выборе не давила. Но, с другой стороны, понимаю, что недавно появившимся в вузах модным специальностям учить-то некому. Дети ведь не смотрят, есть ли на профильной кафедре преподаватели с учеными степенями. А их нет на «рекламе», «связях с общественностью», «сервисе и туризме». Чтобы получить хорошее образование, надо учиться там, где есть научная школа. Я пыталась втолковать это сыну. Он выслушал и сделал так, как решил.