Англичане обожают балет, кажется, с еще большей страстью, чем русские, и не скрывают своего восхищения российскими танцовщиками. Собственных балерин здешние критики не раз ругали за отсутствие той легкости, с которой "как пух от уст Эола" летят русские балетные барышни. Лондонская пресса подчеркивает, что Санкт-Петербург - колыбель не только революции, но и русских балетных традиций, и признает, что в классических постановках русским танцовщикам нет равных.
Поэтому ни одни гастроли "Киров-балета", как традиционно называют Мариинку на Западе, не обходятся без классики. Вот и на этот раз лондонцы увидели "Лебединое озеро","Баядерку", "Ромео и Джульетту" - это, так сказать, обязательная программа. Но еще больший интерес английских балетоманов вызвала программа "произвольная". "Смотреть "Лебединое озеро" - это удовольствие, - пишет лондонская "Таймс", - но абсолютно захватывающе наблюдать, когда Кировский балет делает шаг в сторону от своего традиционного репертуара. Махар Вазиев за 8 лет своего руководства революционизировал эту компанию. Три балета Баланчина, которые Вазиев привез в Лондон, доказывают, что он был прав". Он вернул, как выразились британцы, величайшего русского хореографа ХХ столетия в Петербург.
Джорджа Баланчина Мариинка представила тремя спектаклями - "Блудный сын", "Вальс" и Ballet Imperial. Все три спектакля прошли в "Ковент-Гарден" с огромным успехом. "Я никогда ранее так не проникался историей "Блудного сына", - признался критик "Таймс", которого пленила "сияющая чистота" образа, созданного Андреем Меркурьевым. "А как замечательно видеть "Вальс" Баланчина в Лондоне! - восклицает британский критик. - Ульяна Лопаткина явилась видением в белом. Она выглядела даже более живой, чем в "Лебедином озере"... Движения балерин отмечены непринужденной элегантностью. Оркестр под руководством Михаила Синкевича находится в потрясающей форме".
Восторги были высказаны и по адресу Ballet Imperial на музыку Второго фортепьянного концерта Чайковского. Восхитила Диана Вишнева, танцевавшая главную партию: "это был вызов скорости и виртуозности". Поразила Екатерина Осмолкина, которая, станцевав вторую женскую сольную партию, по выражению англичан, "украла шоу" - то бишь перетянула зрительское внимание на себя. "В каком восторге был бы Баланчин, доведись ему увидеть его балет, исполненный с такой волнующей точностью", - резюмировал свои восторги один из критиков.
Другие критики, впрочем, усмотрели чрезмерную дерзость в новаторских опытах Мариинского балета. Особенно жаркие споры разгорелись относительно уместности привлечения в "Киров-балет" американского хореографа Уильяма Форсайта, две работы которого Мариинка включила в свой лондонский репертуар. "Почему "Киров-балет", являющийся одной из величайших балетных компаний мира, альма-матер Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой, нынче работает с американским хореографом, прозванным "антихристом балетного мира"?" - таким вопросом задавалась, в частности, британская "Гардиан", высказывая опасения, что это может отпугнуть традиционалистов.
Британские зрители, стремившиеся попасть на спектакли Мариинки, не поскупились не только на аплодисменты, но и на деньги: билеты в партер, скупленные на корню, продавали за 110 фунтов стерлингов (200 долларов) - правда, в эту сумму входили бокал шампанского и изысканный сэндвич в придачу. Впрочем, обойдясь без сэндвича с шампанским и усевшись подальше от оркестровой ямы, можно было насладиться высоким искусством всего за восемь фунтов...
Для Лондона, измотанного трагическими событиями июля, приезд Мариинки стал красивым праздником. С 1 августа петербугский балет на лондонской вахте сменила оперная труппа.