ЭКОСОС является главным органом ООН в социально-экономической области и одним из важнейших международных форумов для диалога между странами мира по проблемам развития. В рамках ЭКОСОС ежегодно проходит обсуждение важнейших событий в мировой экономике и перспектив международного экономического сотрудничества с участием международных финансовых институтов - МВФ, Всемирного банка, а также Всемирной торговой организации. Россия является активным участником такого диалога. Сегодня в мире более 1 млрд. человек все еще живут в крайней нищете на 1 долл. в день и ежедневно от нищеты умирают 20 000 человек.
В связи с подготовкой к пленарному заседанию высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Саммиту-2005) министерский этап нынешней сессии Совета был посвящен очень крупной и емкой теме: "Достижение согласованных на международном уровне целей в области развития, в том числе целей, сформулированных в Декларации тысячелетия, а также осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций: достигнутый прогресс, проблемы и возможности".
По мнению делегаций России и других стран-членов ЭКОСОС, работа сессии внесла серьезный вклад в подготовку к Саммиту-2005 (14 -16 сентября), которому предстоит оценить прогресс в деле искоренения нищеты, достижения других целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и выполнения решений Международной конференции по финансированию развития в Монтеррее и Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Это стало возможным, потому что в Нью-Йорке удалось основательно обсудить все ключевые идеи, закладываемые в проект итогового документа Саммита-2005, над которым сейчас работают дипломаты всех стран.
Важным итогом сессии стало выявление подходов основных групп стран по главным элементам социально-экономической повестки дня Саммита-2005. Здесь все не так просто. Существенные расхождения между ними определились по наиболее чувствительным вопросам финансирования развития.
Это касается прежде всего запросных, выходящих за рамки договоренностей Монтеррея, требований "Группы 77", поддерживаемой Евросоюзом, о принятии донорами твердых обязательств по объемам и срокам достижения целевых показателей для официальной помощи развитию. Против этого жестко выступали являющиеся крупнейшими донорами США и Япония.
Встретила серьезное противодействие со стороны ряда членов "восьмерки" настойчиво продвигаемая "Группой 77" инициатива о 100-процентном списании задолженности Африке и существенном облегчении долгового бремени всех развивающихся стран, в том числе и со средним уровнем доходов. Не для всех стран, включая Россию, оказалась приемлемой заявка западноевропейцев и южноамериканцев на обязательное участие в так называемых инновационных механизмах финансирования развития, ориентированных, в частности, на введение различных схем международного налогообложения.
В рамках координационного сегмента сессии Совет обсудил проблемы взаимодействия спецучреждений и других организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях и определил наиболее "узкие места" с точки зрения эффективности общесистемного вклада в выполнение Декларации тысячелетия. Среди них, в частности, отмечены необходимость наращивания каталитического воздействия системы ООН на реализацию Декларации; укрепление взаимосвязи между аналитической, нормотворческой и оперативной деятельностью системы ООН; целенаправленная увязка политики и рабочих программ учреждений ООН с национальными приоритетами и стратегиями в области развития.
Члены Совета подтвердили также важную координирующую роль ЭКОСОС в поощрении тесного сотрудничества этих учреждений с другими международными организациями, прежде всего с МВФ и Всемирным банком, по вопросам устойчивого развития и выполнения Декларации тысячелетия.
С точки зрения российских интересов перспективным представляется поручение Управлению координации по гуманитарным вопросам (УКГВ) ООН проработать вопрос о заключении новых резервных соглашений с национальными и региональными поставщиками гуманитарных услуг.
Важное место в ходе сессии заняло обсуждение вопросов реформирования оперативной деятельности системы ООН в области развития. Совет подтвердил приверженность продолжению реформ, направленных на повышение эффективности работы оперативных агентств ООН и обеспечение их подотчетности перед странами-членами. Ход обсуждения показал, что западные страны-доноры считают актуальной задачу слияния оперативных программ и фондов ООН в единую монопольную структуру.
Задача общего сегмента сессии состояла в анализе итогов работы всех вспомогательных органов ЭКОСОС, принятии рекомендаций по приоритетам их деятельности и улучшению взаимодействия между ними, увязке программных целей с осуществляемой в ООН оперативной деятельностью в поддержку усилий развивающихся стран по достижении Декларации тысячелетия.
В этом контексте Совет принял резолюцию по комплексному и скоординированному осуществлению решений саммитов и крупных конференций ООН, сфокусированную на выполнение реформенных рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН. Приняты резолюции о дальнейшей деятельности Комиссии ООН по науке и технике, Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, Комитета экспертов по транспортировке опасных грузов и других органов. Совет также обсудил проблемы укрепления регионального сотрудничества в интересах достижения Декларации тысячелетия и в этом контексте - пути повышения эффективности работы региональных комиссий ООН и укрепления межрегионального сотрудничества.
ЭКОСОС выработал рекомендации по таким тематическим направлениям деятельности ООН в области развития, как проблематика наименее развитых стран, постконфликтных стран (Бурунди, Гвинея-Бисау, Гаити), сотрудничество в области информатики, интегрирование гендерного фактора в работу ООН. Приняты резолюции по сохраняющим политизированный характер вопросам израильской оккупации палестинских территорий и осуществления Декларации по деколонизации.
Для многих стран-членов ООН, включая Россию, важно, что новые реформенные инициативы Генерального секретаря ООН по укреплению ЭКОСОС не связаны с необходимостью кардинального пересмотра его функций. В основном они могут быть реализованы в рамках нынешнего формата, методов работы и в целом эффективных, сложившихся механизмов взаимодействия Совета с органами системы ООН, ближневосточного урегулирования и Всемирной торговой организации.