Американцы в Хабаровске устраняли последствия ДТП
По легенде, на месте аварии четверо человек погибли, более двадцати пассажиров получили различные травмы. При ликвидации происшествия были задействованы силы и средства краевого управления ГО, ЧС и противопожарной безопасности. Для скорейшей эвакуации пострадавших вызвали вертолет Ми- 8 Центра медицины катастроф. Краевая больница № 1 на месте аварии развернула передвижной госпиталь. Пятнадцать минут на спасение: время, за которое спасатели завершили операцию. Зрелище, доложу вам, не для слабонервных.
Учения проходили в рамках международного симпозиума «Обеспечение готовности к стихийным бедствиям и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Российские и американские спасатели на хабаровских полигонах доказывали, чья система лучше и эффективней, а потом теорию защищали на практике. Победила дружба, хотя каждая сторона осталась при своем мнении. Вот именно на этих разных взглядах и остановимся.
Американские спасатели не переставали удивляться, с каким размахом и помпезностью российские коллеги организовали учения: кортеж из трех микроавтобусов по Хабаровску сопровождала патрульная машина с включенными звуковым и световым сигналами. По пути следования к месту учений перекрывались перекрестки и закрывалось сквозное движение.
— Мы едем на красный свет! Все машины нас пропускают! — кричали восхищенные русским гостеприимством американцы. — У нас даже вице-президент не может себе такого позволить. Как рассказал подполковник ВВС США Марк Хюбнер, ему очень понравилась слаженность наших подразделений МЧС и служб спасения:
— На аварию, хотя она была и учебной, спецмашины спасения выезжали по отмашке флажка, как в театре, из-за угла ангара. Прямо-таки устроили битву титанов, как будто решалась нерядовая ситуация. Сколько понадобилось бы времени всем службам добраться до места ЧС от точки базирования, нам просчитать не удалось. Хотя, может быть, это и не входило в замысел организаторов?
Американцы говорят, что не видели на учениях, кто руководил службами и кто контролировал обстановку.
— У нас, к примеру, командир надевает яркую кепку, у него есть громкая связь, все обязаны ему подчиняться, — рассказывают спасатели из Огайо. А у вас каждый молча выполнял свою работу. Почему штаб эвакуации и приема раненых разместился в нескольких метрах от аварии? Это небезопасно, тем более, что одна из машин горела и могла взорваться. Место аварии российский спасатели никак не обозначили, не растянули даже ленту по периметру…
Многое американцам непонятно. Но, как заверил подполковник Хюбнер, независимо от того, как и каким способом была выполнена спасательная операция, она прошла быстро и профессионально, происшествие ликвидировано, люди спасены.
Эксперт всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Геннадий Кипор заметил, что все те недочеты, которые назвали американцы, никак не отражаются на качестве спасательных работ. А опыта россиянам не занимать.
— Да, у американцев больше времени и денег уделяют учению, — объясняет Кипор. — У нас учатся на практике, знания наших спасателей не оторваны от реальной жизни. А что касается координатора учений, то у нас каждый знает свою работу и ее делает, а не ждет чьих-то указаний.
В России система спасения эффективнее, ведь сама наша жизнь — уже экстрим. И, пожалуй, самое главное — наша система менее затратна. Спасателям, к примеру, выезжающим к месту крупного ЧС, где предстоит работать несколько дней, не надо развертывать биотуалеты, пункт горячего питания и подавать по утрам свежий сок. Наши люди идут в огонь и воду за гораздо меньшее вознаграждение. Это просто разные уровни качества жизни ее поддержания и спасения…
Еще российские спасатели проигрывают в оснащении, это они признают сами. Нет карманного компьютера, а он необходим, хотя бы для оперативной оценки обстановки. Геннадий Кипор рассказывает как в 1988 году, когда в Ленинакане произошло землетрясение и пришла международная гуманитарная помощь, никто не мог прочитать штрих-код на ящиках и грузы толком разобрать не смогли. С тех пор в СССР, а потом и России взяли за правило — ежегодно проводить международные встречи, чтобы со спасателями всех стран обмениваться опытом, передовыми технологиями, достижениями.