Критика этой процедуры, звучавшая со стороны оппозиции внутри страны и от зарубежных политиков и средств массовой информации, исходила из постулата, что новая процедура наделения полномочиями губернаторов игнорирует общественное мнение и представляет собой фактически их назначение. Утверждалось, что это будет приводить к росту напряженности между федеральным центром и региональными элитами и "нелегитимности" новых губернаторов в глазах населения.
Нижегородский пример с этой точки зрения интересен тем, что общественное мнение и позиция региональной политической элиты были услышаны в Москве и учтены при выборе окончательной кандидатуры, хотя сама она оказалась совершенно неожиданной и для политиков, и для политологов. Приход нового губернатора привел к прекращению острой политической борьбы, которая велась последние два-три года, и окончательно закрыл проблему противостояния исполнительной и законодательной власти в Нижегородской области. Появление в качестве нижегородского губернатора вице-мэра крупнейшего и наиболее быстро развивающегося российского мегаполиса породил надежды на пусть не очень скорое, но все-таки решение накопившихся в регионе проблем и на ускорение социально-экономического развития области.
мнения |
Александр Цапин, заместитель председателЯ Законодательного собраниЯ Нижегородской области:
- Следует понимать, что кандидатура Валерия Шанцева появилась благодаря позиции Законодательного собрания. Окружение Геннадия Ходырева культивировало тему противостояния нижегородских элит. Оно утверждало, что эта ситуация возникла не из-за того, что в области что-то плохо, а из-за того, что есть группировки и одна из них, противостоящая губернатору, его хорошую работу выдает за плохую. Но ситуация действительно сложная: по бюджетной обеспеченности на душу населения в 2001 году мы были на восьмом месте, в 2002 году - на девятом, в 2003 году - на десятом и в 2004 году - на одиннадцатом, то есть каждый год мы скатывались на одно место. Это объективный факт.
Кроме того, ни при каком личном противостоянии не может быть такой консолидации депутатов. Когда 37 депутатов обратились к Геннадию Максимовичу с просьбой не выдвигать свою кандидатуру на следующий срок, это могло быть вызвано только объективной ситуацией.
Теперь у нас появилась надежда на более полную реализацию потенциала Нижегородской области, но при этом есть полное понимание того, что волшебной палочки у Шанцева нет. Надо выстраивать системную работу. И я думаю, хорошо, если результат появится через два года.
Если сравнить советское время и нынешнее, явная потеря - это отсутствие кадровой политики на государственном уровне. Нет выращивания руководителей, формирования кадрового резерва. У нас каждый раз приходит губернатор, и мы начинаем ломать голову, кого лучше поставить министром здравоохранения или имущественных отношений. У нас практически нет готовых людей. Может быть ситуация, которая возникла в Нижегородской области, будет началом становления кадровой политики на федеральном уровне.
Иван Юдинцев, политолог:
- Мне довелось несколько раз общаться с низовыми сотрудниками администрации президента, которые изучали ситуацию. В моем убеждении главным, если не единственным серьезным аргументом в пользу Ходырева было то, что он избран в результате прямых выборов четыре года назад. В этом смысле нашему Законодательному собранию надо поставить памятник российского масштаба, потому что впервые законодателям удалось доказать, что они выражают общественное мнение.
Впервые администрация президента признала, что региональный парламент действительно выражает мнение избирателей, которое за четыре года изменилось. Но давайте не будем объяснять тот факт, что кандидатура Ходырева до последнего момента оставалась в виртуальном списке, только лоббированием олигархов. Был еще один серьезный аргумент, и может быть единственный: Ходыреву дали шанс договариваться, но Геннадий Максимович не договорился.
Владимир Окмянский, член областной избирательной комиссии:
- Нижегородские политические круги всегда были поставщиком кадровых ресурсов для Москвы. Ни разу москвич такого уровня не переходил на работу в Нижегородскую область. Это очень хорошо, когда идет обратный процесс кадровой подпитки. Но все омрачает то, как это было сделано. Новая процедура наделения полномочиями губернаторов, по сравнению с прямыми выборами, казалось бы, дает возможность выбрать лучшего. Но, как мы видели, в России доминировала другая тенденция: оставить прежнего, потому что «президент обещал», потому что он десять лет назад был избран, потому что президент «не знает других». И нужны были титанические усилия, чтобы доказать, что прежнего губернатора оставлять нельзя. Саратовской элите это удалось, хотя там на ее счастье были предложены оба саратовца. Нижегородской это удалось уже в меньшей степени. Такой подход мне кажется неправильным, потому что он не нацелен на выборы лучшего. Для этого действительно должны быть какие-то трехмесячные смотрины, как это и предписано законом, и должен существовать кадровый резерв.
Александр Блудышев, председатель комитета по взаимодействию со СМИ Законодательного собрания Нижегородской области:
- Валерий Шанцев - человек серьезный, основательный, умный, опытный. Такое впечатление у меня сложилось после его встречи с депутатами Законодательного собрания. И на фоне этого серьезного человека вдвойне нехорошо выглядеть клоунами. Мне показались странными восторг и эйфория, которые вдруг овладели коллегами-журналистами и частью народонаселения, которые на улицах демонстрировали великолепное знание московских дел: как там живут пенсионеры, как там живут молодые семьи, как там вообще все замечательно и как все, видимо, будет и у нас. Выяснилось, что мы - третий регион. Нельзя быть смешными. У меня было такое ощущение, что сам Валерий Павлинович испытывает некоторое неудобство по поводу всей этой пены.