Перестало быть секретом то, о чем "Российская газета" писала с первых дней ЧП на Камчатке: уникальное спасательное оборудование, купленное за границей, практически не изучалось и не осваивалось. И когда батискаф АС-28 запутался в сетях, оператор "Венома" - аппарата, как раз и предназначенного для перерезания под водой канатов, - грамотно управлять подводными "клещами" не смог.
Помочь освободиться от сетей мог бы и второй батискаф, находившийся на борту корабля-спасателя, но он был без аккумуляторов. И за эту "беспечность" тоже кто-то должен ответить. Наконец, в распоряжении ВМФ есть уникальные глубоководные скафандры, которых во всем мире насчитывается меньше сорока штук. В этих скафандрах можно выполнять любые инженерные работы на глубине 365 метров.
Проще всего было бы списать все просчеты на одного командира спасательного судна. Его вина, конечно, есть. Однако думается, не в его власти была закупка аккумуляторов для батискафов и привлечение водолазов, оснащенных глубоководными скафандрами, приписанных совершенно к другому кораблю. Тем более не капитан судна-спасателя должен думать о создании мобильных сил спасения под водой. Отвечать должно, и надеемся, что будет, руководство УПАСР ВМФ, которое находится в Москве.
По словам военного прокурора Тихоокеанского флота генерал-майора юстиции Валерия Сучкова, "в ходе операции по спасению экипажа АС-28 потребовалось дополнительное привлечение материальных средств на сумму не менее 10 миллионов рублей", и это еще не окончательная сумма.
А пока лечение семи членов экипажа спасенного батискафа заканчивается во флотском госпитале в Петропавловске-Камчатском. Их выпишут 18 августа. И. о. начальника госпиталя подполковник медицинской службы Виктор Луценко сказал, что акванавты вышли из экстремальной ситуации нормально, их здоровье "отличное". В госпитале находится и заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин. Кроме возраста (ему 59 лет) он ничем от моряков не отличается - на нем такая же, как у них, темно-синяя госпитальная пижама.
Прямая речь
Геннадий Болонин: Эти аппараты я сдавал в 70-х годах. Как видите, четверть века прошло, функционально они уже далеко не те, но уже принято решение о том, что АС-28 через один-два месяца уедет на "Красное Сормово" для полной модернизации. После этого он получит новое качество.
Российская газета: И тем не менее мы покупаем два "Скорпиона".
Болонин: "Скорпион" - аппарат необитаемый, а наш батискаф как раз и предназначен для спасения людей из подводных лодок. В трюме нашего корабля "Георгий Козьмин" стоит второй аппарат "Приз", но нет батарей, он давно не плавал и так далее... Вынуждены были позвать на помощь. Ближе всех оказались эти "Скорпионы".
РГ: На какие глубины могут ходить аппараты типа "Приз"?
Болонин: Все зависит от поставленной задачи. До тысячи могут и даже глубже, но нет смысла, на таких глубинах не работают лодки.
РГ: Говорят, вы отказались после выписки из госпиталя ехать в Подмосковье в санаторий. Это правда?
Болонин: Да. Что я там забыл? К тому же прошел слух, что, возможно, на следующей неделе мы пойдем в море заканчивать задачи, которые были прерваны этим ЧП.
РГ: Не на этом ли опять аппарате?
Болонин: Конечно, нет. Думаю, попробуют "Веном" задействовать. Потому надо консультировать, ведь работу необходимо закончить, мы ведь так и не подняли аппарат системы подводного наблюдения, который все называют "антенной". А поднять его необходимо.