Но для России и низкие нефтяные цены - плохо, и высокие - не так уж и хорошо. Поэтому и повода для радости у правительства нет. Зато разница в стоимости сортов Urals и Brent в 5-6 долларов вдруг очень обеспокоила руководство страны, до боли напомнив всем сказку о золотой рыбке.
Владимир Путин посчитал такую разницу несправедливой. И вчера он попросил правительство обратить внимание на эту ситуацию. Сей факт несправедливости признал и министр экономического развития и торговли Герман Греф, заметив, что "в последнее время, при высокой цене на нефть, разрыв становится очень чувствительным для экономики России".
- Разница в 5-6 долларов, конечно, очень существенна, - подтвердил министр.
При этом главный экономист пообещал президенту, что осенью, когда будет рассматриваться в правительстве дифференцированная система налогов на добычу полезных ископаемых, "будет рассмотрен и этот вопрос". По словам министра, у кабинета министров есть соответствующие предложения. Правда, президент, видимо, помня, как совсем недавно Греф нахваливал уже сверстанный перечень федеральных целевых программ, который так вовремя и не представил в правительство, несколько охладил пыл главного экономиста, заметив, что в этом вопросе "возможно несколько подходов".
Правда, никто из присутствующих не стал рассказывать об этом более подробно. Тем не менее эксперты расценили слова президента как возможность вновь вернуться к идее введения банка качества нефти в системе магистральных нефтепроводов. Банк качества должен по первоначальному замыслу поставить доходы нефтяных компаний от реализации нефти в зависимость от качества сырья, отгружаемого в систему магистральных трубопроводов. Ведь в российской системе нефтепроводов смешиваются нефти разных сортов: тяжелые уральские и легкие сибирские. В результате нефтяные компании, добывающие легкую нефть, попросту теряют в доходах. Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что улучшение качества российской нефти могло бы способствовать повышению цен на нее на мировом рынке и, соответственно, увеличению доходов и инвестиционных возможностей нефтяных компаний.
За создание банка качества нефти выступали в основном компании, работающие на сибирских месторождениях, чья высококачественная нефть смешивается с высокосернистой татарской и башкирской нефтью. В результате экспортируемое из России "черное золото" и оказывается более низкого качества, чем, к примеру, сорт Brent, и, соответственно, торгуется с дисконтом по отношению к нему.
Компании "Татнефть" и "Башнефть" были наиболее последовательными противниками создания банка качества. По их мнению, необходимость выплаты премии компаниям, работающим на более качественных сибирских месторождениях, могло привести к ухудшению их финансового положения, тем более что они вынуждены работать на старых и уже истощающихся месторождениях. Чуть позже Татарстан выступил за введение банка качества в российской системе магистральных трубопроводов, но не ранее 2008 года и с одновременным введением дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых. Без дифференцированного расчета налога на добычу, по мнению главы республики, введение банка создаст дополнительные трудности для компаний, добывающих высокосернистую нефть. А в Татарстане 53 процента текущей добычи составляет именно высокосернистая нефть. Поэтому Минтимер Шаймиев предложил снизить налог на добычу полезных ископаемых для компаний, добывающих тяжелую нефть, пропорционально их компенсационным выплатам в рамках банка. Президент Татарстана считает, что в другом случае введение банка качества может привести к остановке более 9 тысяч нефтедобывающих скважин в Татарстане, резкому снижению объемов добычи на 10 млн. тонн в год, сокращению производства и, в конечном итоге, к массовым увольнениям, которые приведут к социальной напряженности в регионах нефтедобычи.
Не понравился руководителю республики и проект АК "Транснефть", предусматривающий поставку татарстанской нефти по отдельному нефтепроводу на Украину. "Максимальные потери при экспорте нефти составят до 34,5 доллара на тонну, а общие потери выручки татарстанских предприятий - 6,7 млрд. долларов", - сказал он.
Теперь же после того как главный экономист пообещал, что кабинет министров осенью рассмотрит дифференцированную систему налогов на добычу полезных ископаемых, эта идея может быть реализована в ближайшее время.
Пока же правительство верстает бюджет развития. В конце прошлой недели минфин внес в кабинет министров проект бюджета-2006. Доходы главного финансового документа страны на 2006 год составят 5 трлн. 46 млрд. рублей. Вице-премьер Александр Жуков напомнил президенту, что доходы бюджета-2005 составляли лишь 3 трлн. 326 млрд. рублей. "В свою очередь расходы в бюджете-2006 составят 4 трлн. 270 млрд. рублей, что на 1 трлн. 200 млрд. рублей больше, чем в 2005 году", - сказал Жуков. Но несмотря на существенное планируемое увеличение расходов, которые в первую очередь пойдут на социальные и инвестиционные программы, вице-премьер считает, что бюджет-2006 можно назвать бюджетом развития. А планируемые показатели бюджета-2006, по его словам, позволяют утверждать, что финансовая и денежно-кредитная политика, которая проводилась в последние годы, будет сохранена - и будет сохранено превышение доходов над расходами и снижение инфляции.
- Мы прогнозируем, что инфляция в 2006-м и последующие годы будет снижаться и составит 7-8,5 процента в следующем году, - добавил Жуков. Впрочем, почти в тех же выражениях о планируемом снижении роста цен правительство рапортовало президенту накануне верстки бюджета-2005.