Горе-путешественников удалось "перехватить" в Ростове, где им помогли переоформить билеты. И поездом Назрань - Москва они благополучно вернулись на Родину.
Большинство россиян так и не научились воспринимать Украину как заграницу. И считают, что по-прежнему путешествуют по одной большой стране, коим был некогда Советский Союз.
Тому свидетельство - конфликты на границе, которые в этом году приобрели невиданный масштаб. Только за два летних месяца двум тысячам пассажирам с детьми не разрешили въезд на Украину. Некоторые из них умудрились оставить дома даже паспорта.
Этим очень обеспокоены российские железнодорожники. Ведь именно на их плечи ложатся все проблемы пассажиров, которых надо разместить на ночлег, обеспечить обратными билетами. Как сказали нам в РЖД, порой приходится отцеплять от составов целые вагоны, что значительно задерживает отправление поездов на пограничных станциях. Все это приносит железнодорожникам серьезные убытки. А главное - страдают дети, так и не доехавшие до курорта.
Самая "горячая точка" - на станции Белгород.
Именно через нее идет основной поток транзитных пассажиров на Украину. ОАО РЖД вместе с Юго-Восточной железной дорогой даже пришлось создать здесь оперативный штаб, чтобы разрядить обстановку. Вчера из Белгорода вернулся первый заместитель начальника Департамента дальних пассажирских перевозок Алексей Емельянович, который провел там три дня. Чувствуется, это была адская работа. "Представляете, - рассказывает Алексей Николаевич, - мы говорим одной мамаше, что она не сможет провести ребенка через границу без документов. И слышим в ответ: "Тогда забирайте его себе, а я поеду дальше, потом мне его отдадите". Малыш естественно, в слезы. Там такого насмотришься. Спрашиваю: "Почему вы взяли копию свидетельства о рождении ребенка, а не подлинник этого документа". Мне отвечают: "А вдруг оно потеряется". Нужно понять раз и навсегда - Украина - чужое государство. Едешь туда - бери все документы. Если ребенок путешествует без родителей, значит, сопровождающий должен иметь при себе нотариально заверенное разрешение обоих родителей. Если ребенок едет только с мамой или папой - разрешение второго родителя. Возможно, не всем это по карману. Год назад оформить такое разрешение у московского нотариуса стоило 100 рублей, сейчас берут 500 рублей и больше. А на курорт везут детей, например, из детских домов, из малоимущих семей. Конечно, для них это большие деньги. Но тогда надо было выбрать для них отдых в России.
РЖД делает все возможное, чтобы пассажиры не попадали в такие безвыходные положения. На информационных стендах в железнодорожных агентствах, на вокзалах и кассах размещена информация о порядке выезда граждан из России. Здесь же - вывешен список необходимых документов. Кроме того, при покупке билетов пассажирам и руководителям, сопровождающим детей, выдается Памятка о порядке пересечения государственной границы. И они даже расписываются о том, что ознакомлены со всеми правилами. Но, увы, беспечность берет верх. Бывают случаи, когда пассажиры пытаются ехать по паспорту с истекшим сроком действия, по различным справкам, а то и вовсе без документов.
Надо сказать, что раньше незначительные нарушения украинские пограничники прощали своим братьям-славянам. Однако в этом году въездной режим на границе с Украиной соблюдается до последней буквы закона. "Следует понимать, - говорит Алексей Емельянович, - что работники пограничного контроля не вправе ни на йоту отступать от действующего законодательства". Если нет нужного документа - от ворот поворот. Именно это и произошло, рассказывают в ОАО РЖД, с организованной группой из 66 юных спортсменов, которые ехали в поезде Москва - Бердянск. Со своей стороны, железная дорога оформила все необходимые документы. Но так как ребята были еще несовершеннолетними, на каждого их них потребовалось нотариально заверенное согласие родителей на вывоз ребенка за границу. Такого документа, как оказалось, ни у кого не было. Кстати, весьма распространенный случай. Организаторы таких групп почему-то считают, что если у детей есть документы, удостоверяющие их личности, то этого вполне достаточно.
Существует Соглашение о международном пассажирском сообщении, принятое еще в 1951 году, в котором сказано, что пассажир обязан соблюдать визовые, таможенные и другие правила, установленные при проезде международным транспортом. При этом железная дорога не вправе контролировать соблюдение этих правил и не несет ответственности за то, что пассажиры их не выполняют.
Между тем в РЖД детские организованные перевозки на особом контроле. Обычно при неверно оформленных документах железнодорожники сразу предупреждают пассажиров о том, что на границе у них будут проблемы, что лучше сдать билет и все правильно оформить. Но, как правило, пассажиры отвечают, что это их "личное дело", и вновь надеются на извечное русское "авось".