Российская газета | Николай Алексеевич, ни по одному из социальных законов, принимавшихся в последние годы, общество не раскалывалось столь полярно: от полного одобрения до столь же полного неприятия. Сейчас, когда страсти несколько улеглись, вы можете оценить Закон о замене льгот и объяснить, почему он так трудно принимался?
Николай Волгин | Сразу оговорюсь: когда мы начинали работать над нашим комментарием, в наши задачи не входило оценивать закон, мы полностью абстрагировались от политики. Цель была предельно утилитарной - объяснить, подсказать, как правильно пользоваться. Ведь закон уже был, и надо было его исполнять.
Что касается самой идеи монетизации, то, конечно же, в условиях рыночной экономики она вполне здравая и логичная.
Социально-психологическое напряжение в обществе во многом произошло потому, что, несмотря, казалось бы, на немалую работу (в том числе в СМИ) по расшифровке, что стоит за этим законом, разъяснениям, что каким группам населения этот закон дает, все-таки непонимание в обществе осталось. Значит, эту работу, видимо, следует признать недостаточной, и нашим комментарием мы, возможно, в какой-то степени этот пробел восполняем.
А о том, что отмена натуральных льгот с их денежной компенсацией - это всегда болезненный процесс, говорит, кстати, и опыт наших ближайших соседей по СНГ. Попытки разработать подобные законы предпринимались, но они либо останавливались на каком-то этапе, либо закон отменялся сразу после введения. Главная причина - прогноз недовольства, неприятия населением.
РГ | Но в России тем не менее закон был принят, хотя буквально через месяц после его введения уже пришлось принимать пожарные меры. Не случайно же бюджет по его исполнению был утроен...
Волгин | Мы чаще, чем хотелось бы, исходим из того, что за все и вся ответственна власть. Власть чего-то не сделала, не предусмотрела, в чем-то ошиблась. Мы еще не привыкли к работе в другом режиме: когда власть начинает учиться откликаться на мнение общества, на мнение людей, и по ходу дела корректировать свои действия, в том числе - исправлять свои ошибки. Это нормально. По-другому взаимоотношения между обществом и властью строиться и не должны, если, конечно, мы хотим построить демократически-правовое государство, и говорим о развитии гражданского общества.
РГ | В обществе 122-й Закон воспринимают прежде всего как закон, отменивший натуральные льготы. Но ведь он гораздо шире. Вы можете выделить еще какие-то наиболее важные для людей его положения, которые пока остались как бы "за кадром"?
Волгин | Конечно. Не случайно этот закон называют часто Законом о разграничении полномочий, поскольку он привел систему социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.
Вот важный пример статьи, которую мы не просто объясняем, но и даем, по сути, рекомендации, как ее лучше использовать с минимальными потерями в социальном плане. Речь идет о статье, отменившей Единую тарифную сетку, которая до сих пор использовалась при расчете заработной платы работников бюджетной сферы. Утвержденная на федеральном уровне сетка оставлена пока лишь для работников бюджетных организаций федерального уровня. Что касается региональных и муниципальных работников, тут решение должно приниматься на соответствующем уровне. Давайте, ребята, думайте сами - там, у себя в регионах, изобретайте, принимайте соответствующие законы. Конечно, Единая тарифная сетка - далеко не идеал. (Например, "вилка", когда ставка самого высококвалифицированного работника высшего разряда только в 4,5 раза превосходит ставку самого неквалифицированного первого, на мой взгляд, маловата.) Но угроза того, что в регионах начнут выстраивать систему оплаты труда по принципу "кто во что горазд", по-моему, довольно серьезна. И дело даже не в том, что далеко не везде есть высокопрофессиональные кадры, которые могли бы эту реформу провести, хотя и это серьезная причина. Но представьте, например, два соседних региона, где труд учителей равной квалификации будет оцениваться совершенно по-разному и качественно, и количественно. Социального напряжения просто не миновать.
Поэтому мы предлагаем конкретную вещь: нельзя "бросать" регионы на произвол судьбы, эту серьезнейшую проблему - создание новых систем оплаты труда для бюджетников разных отраслей - нужно решить централизованно и предложить регионам готовые схемы. Разумеется, это должно носить не обязательный, а рекомендательный характер.
РГ | Сейчас многих волнует вопрос, как будет работать закон в будущем году. В частности, в медицинских ведомствах высказываются опасения, что, если слишком большое количество льготников откажется от соцпакета в пользу дополнительных денег, это - с одной стороны - затруднит выполнение программы дополнительной медицинской помощи для остальных ее участников (из программы "утекут" деньги). А с другой - "отказники" потеряют возможность, если вдруг тяжело заболеют, получить необходимое дорогое лекарство бесплатно. Вы разделяете эту точку зрения?
Волгин | Знаете, по моему мнению, довольно опасно такое сплошное увлечение монетизацией. Что сейчас происходит? Например, на некоторых предприятиях директора стали задумываться: а почему бы и нам не монетизировать кое-какие социальные вещи? Заменяют деньгами выдачу спецодежды, молока на вредных производствах, кое-где - особых медицинских препаратов, которые рабочим необходимо принимать для профилактики профзаболеваний. И ведь действительно, заменить все это энной денежной суммой директору проще - не надо возиться, закупать, обеспечивать. О том, что наносится при этом реальный урон здоровью работников, которые, скорее всего, потратят "лишние" деньги отнюдь не на охрану своего труда, как-то не думают.
Примерно то же можно сказать и об отказе от соцпакета. Но какие-то конкретные прогнозы - хорошо это или плохо - я бы давать не стал. Страна огромная, условия в разных регионах резко различаются. Это хорошо, что закон дал людям некий люфт свободы - проверить, что лучше подходит каждому, что предпочтительнее: льготы или деньги. И сделать свой собственный выбор.
Как купить "Комментарий"?
Для этого нужно обратиться в Издательство РАГС:
119606, Москва, пр-т Вернадского, 84, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, отдел маркетинга и реализации Издательского центра, 1-й учебный корпус, комн. 2267.
Тел.: (095) 231-79-65, тел./факс: (095) 436-08-32, E-mail: sales@ur.rags.ru
"Комментарий" можно заказать по системе "Книга-почтой" по адресу: 119606, Москва, пр-т Вернадского, 84. Издательство РАГС - оплата по счету. Библиотеки могут приобрести "Комментарий" через ОАО "Центральный коллектор библиотек" "Бибком". Тел.: (095) 995-95-71, тел./факс: 354-61-81.
- Я не хочу иметь право на бесплатные лекарства и предпочитаю получить деньги. Что мне нужно делать для этого?
- До 1 октября 2005 года вы можете обратиться с заявлением в территориальные органы Пенсионного фонда России и отказаться с 2006 года от права на предоставление вам дополнительной бесплатной медицинской помощи.
В том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) и предоставление при наличии показаний путевки на санаторно-курортное лечение, набора социальных услуг.
Ежемесячная денежная выплата будет вам увеличена на соответствующую сумму. На 2005 год законом не предусмотрено право на отказ от набора социальных услуг полностью или частично.
- Если я откажусь от предоставления набора социальных услуг на 2006 год, могу ли я изменить свое решение в течение года?
- Периодом предоставления набора социальных услуг является в соответствии с законом - календарный год.
В связи с этим право предоставления вам набора социальных услуг может быть восстановлено с 2007 года при подаче соответствующего заявления до октября 2006 года в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства.
-Могу ли я отказаться от набора социальных услуг полностью или частично?
- Законом установлено право с 2006 года отказаться от набора соцуслуг полностью и получить ежемесячную денежную выплату в полном размере.
Можно также отказаться от набора соцуслуг частично, то есть отказаться от дополнительной медицинской помощи, включающей лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение. Второй вариант - отказаться от транспортных услуг - проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, и получать, соответственно, больший размер ежемесячной денежной выплаты.
Материалы подготовила
Ирина Невинная