За последние пять лет власть вторично предприняла попытку как-то привести в соответствие амбиции политиков и требования общества: теперь Госдума целиком, а региональные парламенты наполовину должны избираться по партийным спискам и требования закона, соответственно, возросли. О том, какие перспективы ожидают партийцев, "РГ" рассказал начальник Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Алексей Жафяров.
Российская газета | Алексей Гайярович, насколько сильно, на ваш взгляд, сократится число политических партий в результате нововведений в избирательном законодательстве?
Алексей Жафяров | Во всем, что касается количества политических партий, я всегда очень осторожен в оценках, потому что они порой воспринимаются как указание или как угроза. Могу только сказать, что краткосрочный прогноз о том, что до конца года у нас останется 38 партий, уже оправдался. У нас произошло два преобразования политических партий в общероссийские общественные объединения - это Национально-патриотические силы под руководством Шмидта Дзоблаева и Союз патриотов - Евразийский союз под руководством Абдул-Вахед Ниязова, плюс состоялось судебное решение по ликвидации политической партии Консервативная партия России (оно обжалуется, и потому еще не вступило в законную силу). Кроме того, уже подписано решение об исключении из реестра Всероссийской компартии будущего.
Что произойдет дальше - вопрос интересный, потому что пока достоверных сведений о том, какие еще партии собираются объединяться, у нас нет, и они не обязаны Росрегистрации заранее об этом извещать. Мы знаем, что какие-то переговоры ведутся, но это их внутреннее дело. По закону, до 1 января 2006 года партиям предоставлено право самостоятельно решить вопросы добора численности. А после этой даты они должны будут перед нами отчитаться, и в течение 2006 года мы начнем проверки той численности, которая будет задекларирована политическими партиями.
РГ | Эти проверки начнутся только в будущем году?
Жафяров | Возможно, эта проверка начнется немного раньше, у нас запланировано Всероссийское совещание наших терорганов по реализации Закона о политических партиях на сентябрь. Может быть, примем решение о проведении в конце года проверок нескольких партий, которые заведомо имеют необходимую численность. Для примера - та же КПРФ. Ни у кого нет сомнений в том, что они превысили порог в 50 тыс. членов, поэтому я не вижу необходимости откладывать проверку. Но это будут единицы, буквально 2-3 партии, которых мы в конце 2005 года можем успеть проверить. Основные проверки у нас начнутся в конце января - начале февраля. И в течение 2006 года те политические партии, которые не сумеют набрать необходимую численность, должны сами определить свою судьбу: либо принять решение о ликвидации и самороспуске, либо о преобразовании в общероссийские общественные объединения. С 1 января 2007 года наша служба уже получает и право, и обязанность решить судьбу тех партий, которые не набрали необходимую численность, и в то же время не определили свою судьбу самостоятельно. Так что точное число партий определится в течение первой половины 2007 года.
РГ | Уже сейчас в партиях говорят о необходимости набирать побольше членов, потому что вы якобы будете их отсеивать пачками, в результате партии буквально "надувают" до предполагаемого нужного размера..
Жафяров | Это, видимо, реакция на прежние проверки, которые мы проводили. Практически ни одна партия по результатам проверок 2003 года, по нашим данным, не имела той численности, которую она декларировала. Нельзя сказать, что мы схватили их с поличным, совершенно различные бывают ситуации. Я вынужден, допустим, констатировать, что целый ряд руководителей партии оказались в ложной ситуации, когда выяснялось, что их вводили в заблуждение их собственные региональные лидеры. Поэтому предположения о паническом надувании комментировать не готов, но могу понять такие настроения: это идет от неуверенности, что 100% информации, поступающей от регионов относительно численности, - правда.
РГ | Получат ли избиратели сомнительные сюрпризы - появление новых партий?
Жафяров | С формальной точки зрения к нам продолжают поступать документы и регистрироваться оргкомитеты. В массовом порядке вбрасываются новые оргкомитеты с родственными наименованиями, и практически идентичными списками граждан, которые их и создают. Допустим, идеи отстаивания социальной справедливости в различных вариантах наименований. Практический смысл предпринятых маневров мне не до конца ясен, ведь создание оргкомитета не препятствует использовать предполагаемого наименования другим лицам и создаются они в одни и те же сроки. Из всех образованных оргкомитетов не более 2-3 провели съезды и попытались сдать документы - например, так называемая Социальная партия, Партия соотечественников. Они, по крайней мере, хоть пытались что-то продемонстрировать. Мы отказали им в регистрации по разным причинам, в том числе и по результатам выборочной проверки протоколов из регионов.
С учетом новых требований к численности достаточно сложно и провести учредительный съезд, и создать региональные отделения более чем в половине субъектов, и представить все эти документы на регистрацию - одного энтузиазма здесь явно не хватает. Этот затратный процесс требует определенных вложений, квалификации и до сих пор никто не продемонстрировал ничего близкого к существующим требованиям. Мы не ожидаем большого вброса, хотя наверняка будут желающие создать политические партии, всегда есть некоторые иллюзии относительно резервов электоральной поддержки, но сказать сейчас заранее о том, что это никому не удастся, тоже невозможно.
РГ | Сколько вообще времени осталось для желающих поучаствовать в следующих федеральных выборах в рамках партийных структур?
Жафяров | Хотелось бы развенчать сразу распространенное мнение о том, будто для выполнения новых требований закона можно принять решение об объединении или слиянии в течение 2006 года, - такой возможности не будет. Политические партии имеют срок для восполнения численности до 1 января 2006 года и 2006 год им предоставлен для того, чтобы решить вопрос о самороспуске либо о преобразовании. Но у многих появилась иллюзия, что они в следующем году будут добирать численность - вот ее мы уже засчитывать не будем.
РГ | Как вы относитесь к идее создания "фаршированных" партий: оболочка старая, а руководство, документы и аппарат - новые люди, пришедшие либо по финансовым соображениям (покупка партий "под ключ"), либо по идейным - слияние единомышленников?
Жафяров | Росрегистрация подчеркнуто не вмешивается во внутрипартийные конфликты, хотя нас пытаются туда вовлечь и использовать. Наша позиция: мы устанавливаем легитимность той или иной процедуры при подаче документов на регистрацию. Если же приняты решения, которые не требуют регистрации или внесения каких-либо данных в единый государственный реестр, то это внутрипартийные решения. Если члены партии считают, что их права нарушены теми или иными решениями руководящих органов, существует порядок их обжалования в суде. Закон не предполагает, что мы в данном случае должны выступать арбитрами. Наши территориальные органы вправе проверить численность регионального отделения и при отсутствии минимальной, установленной законом численности, обратиться в суд с иском о его ликвидации. Если происходит массовый отток из региональных отделений партии, то процедура их судебной ликвидации совершенно оправданна и полностью укладывается в логику закона.
РГ | Когда вы проводите проверки региональных отделений, по каким признакам становится очевидно, что заявленная численность - фальшивка?
Жафяров | Когда нам представляют списки, скажем на федеральном уровне, то значительное подозрение вызывают списки, выполненные одной ручкой. Списки, где большая группа лиц проживает по одному и тому же адресу: были же прецеденты, особенно на заре, когда все региональное отделение прописано по одному адресу - студенческое общежитие или дом престарелых. Бывают случаи, когда то ли по неграмотности, то ли из-за торопливости в документах присутствуют члены партий 1812 года рождения. Всегда возможны ошибки, какие-то сбои, но вот, представьте, региональное отделение состоит из жителей одной деревни, причем поголовно - возникают вопросы. В регионах существуют дополнительные признаки, которые тоже позволяют усомниться уже при регистрации регионального отделения. Например, дата проведения конференции, место ее проведения, потому что это нерядовое событие для многих субъектов Федерации. У нас были прецеденты, когда сильно различались даты в тех документах, которые подавались на регистрацию, и события, которые происходили на самом деле. Ведь если необходимой численности не было на конференции, значит, не было желания, чтобы там кто-то присутствовал из наблюдателей. У теруправлений Росрегистрации значительно больше возможностей, поэтому практика проверок политических партий в основном идет на местах.
РГ | Одним из самых проблемных партийных мероприятий для вашего ведомства оказался в прошлом году злосчастный десятый съезд КПРФ. Сейчас коммунисты готовятся к одиннадцатому съезду, остались ли к ним у вас вопросы, будет ли их новое мероприятие законным?
Жафяров | Этого я сказать не могу. Законность съезда будет определяться не предыдущим мероприятием, а наличием делегатов от соответствующих субъектов Федерации. В корне неправильно ставить вопрос, можно ли собрать легитимный съезд, если предыдущий не был зарегистрирован, или подавался на регистрацию, но не был признан и так далее. Таким образом можно зарубить существование любой партии: достаточно зарубить один съезд и другого никакого не соберешь. На самом деле, конечно, не так, легитимность каждого съезда оценивается самостоятельно, вне связи и зависимости от состояния других.