В системе Фонда социального страхования Российской Федерации действует так называемый зачетный принцип, при котором предприятия и организации самостоятельно расходуют средства обязательного социального страхования, в том числе и на оплату путевок для детей работающих граждан. Таким образом, "детские деньги" поступают напрямую от предприятия в детские оздоровительные лагеря, а фонд лишь контролирует правильное использование этих средств. Ни о каких "бюджетных средствах" здесь речи не может быть, так как средства находятся на счетах предприятий.
При этом доля средств соцстраха в оплате путевки в санаторный лагерь составляет до 400 рублей на одного ребенка в сутки, хотя страхователь может приобрести путевку, значительно превышающую эту сумму, доплачивая за счет средств предприятия или родителей. Таким образом, страхователи и родители определяют, в какой санаторий поедет ребенок и по какой стоимости приобретается путевка.
Лишь в исключительных случаях региональные отделения фонда оказывают помощь страхователям - бюджетным организациям и организациям, финансовое положение которых не позволяет самостоятельно оплачивать стоимость путевок в детские санатории, заключая договоры с лагерями, отобранными по конкурсу и имеющими соответствующую лицензию.
Поскольку Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165 "Об основах обязательного социального страхования" посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования запрещена, фондом неоднократно указывалось на недопустимость приобретения путевок у организаций-посредников.
Утверждение автора о том, что "примерно треть бюджетных денег, предназначенных на отдых детей, оседает в карманах жуликов", не соответствует действительности.
По результатам проверки, проведенной Следственным комитетом МВД России и упоминаемой в статье "Мерседес" за сиротские деньги", 10 августа с.г. принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В нем, в частности, отмечается, что "разногласия по поводу взаиморасчетов между посредниками по продаже путевок - НО Фонд поддержки и развития здравниц и туризма и МБОО "Здоровье - детям", носят гражданско-правовой характер, так как руководители этих организаций действовали в рамках своих полномочий, публично, добровольно, подписи в договорах и иных документах сторонами не оспаривались. Их деятельность по факту продажи путевок региональным подразделениям ФСС РФ должна рассматриваться как хозяйственная деятельность, которая являлась законной и вписывается в рамки гражданско-правовых отношений (...) Таким образом, в действиях должностных лиц Фонда социального страхования Российской Федерации нарушений функциональных обязанностей не усматривается, поскольку они действовали в рамках действующего законодательства".
Редакция сожалеет об ущербе, нанесенном репутации Фонда социального страхования и приносит его руководству свои извинения.