Этот мастер-класс был частью программы тест-драйва мотоциклов известного немецкого производителя. Два дня чтобы попробовать, два дня учебы. Правда, ученики были подобраны еще задолго до того, как было объявлено об этом мероприятии, поэтому все остальные желающие поучаствовать могли наслаждаться лишь теоретической частью. Но и она была довольно насыщена и познавательна. И главное, интереснее самого тест-драйва.
Чиновники и кабаны
Но все по порядку. Если машину большинство воспринимает как средство передвижения, помощника по дому и рабочую лошадку, то мотоцикл давно перестал быть просто транспортным средством. Это своя культура, свой стиль жизни, спорт, драйв, адреналин. В большинстве своем люди с мотоциклами входят в какие-нибудь свои клубы, тусовки. Даже политики вхожи в свои собственные объединения с экстравагантными названиями. Например, советник президента России Михаил Лесин, мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Самары Константин Титов входят в московский клуб владельцев "харлеев" Moscow Hogs ("Московские кабаны"). Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предпочитает туристические варианты мотоциклов. Он вхож в байкерский клуб ЕБК-50. Аббревиатуру эту расшифровывают по-разному. Наиболее приличная: "Единый байкерский клуб". Возглавляет этот клуб губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев. Кстати, в клубе у него прозвище Губер. Интересы у клубов и объединений тоже разные. Кто-то предпочитает дальние поездки, экскурсионные маршруты, кто-то отдает предпочтение высоким скоростям, а кто-то выезду на природу с пивом и шашлыками. А при таком разбросе интересов массовости на подобных тест-драйвах ожидать тоже не приходится. Что, наверное, и к лучшему. Сюда приходят те, кому интересна именно эта марка. Чтобы сравнить со своим железным конем, задуматься, не пора ли его сменить на новый, познакомиться с продукцией.
Драйв без мотоцикла
Итак, первая часть драйва проходила в тишине, в уроках и при небольшом скоплении народа. Для начала теория: объяснения, куда смотреть, каким взглядом и зачем, основные ошибки при управлении мотоциклами и закладывании поворотов. Следующий этап - все то же самое на практике, но без мотоциклов. Например, упражнение на то, как не бояться упасть. При поворотах мотоцикл надо заваливать в ту или иную сторону в зависимости от того, куда надо поворачивать. Меньший наклон - больший радиус, меньше центробежная сила. А заваливаться почти к земле страшновато. Вот чтобы побороть этот страх, Ли Паркс предложил следующее упражнение. Человек вытягивает руки вперед, как бы держась за руль и, глядя в сторону поворота, начинает заваливаться набок. Его поддерживают два приятеля. Задача "мотоциклиста" не сопротивляться и не пытаться самостоятельно вернуть свое тело в вертикальное положение. Задача друзей не уронить его и при достижении максимального наклона вернуть в исходное положение. Очень забавное упражнение. С первого раза получалось далеко не у всех. Было желание все-таки вмешаться в действия друзей и подняться самому.
Или вот еще один из уроков. Перед тем как начать поворот, мотоциклист определяет, где ему надо начинать заваливать мотоцикл. Но, даже еще не доехав до этой точки, он должен видеть, что происходит вокруг, куда он поворачивает, в общем, у него появляется масса других отвлекающих моментов. А начинать маневр он должен практически на бессознательном уровне. Или где-то на уровне подкорки. Пока мозги заняты всем, чем угодно, тело уже начинает маневрировать. Для отработки этого Паркс предложил метод с бутылочкой. Вы стоите, у ваших ног бутылка, допустим с минералкой, с закрытыми глазами вы нагибаетесь и без труда ее берете в руку. Теперь бутылку перемещают на несколько шагов вперед. Посмотрели? Запомнили? Закрываете глаза, эти несколько шагов... Бутылочку найти становится сложнее. А дальше ее переносят шагов на 15. Снова взгляд, оценка расстояния, глаза закрыты... В общем, у некоторых найти ее не получилось даже с третьего раза. Но все приходит с опытом.
Было еще много интересного, но мы ведь не практическое пособие пишем. Напоследок перешли к практическим занятиям на мотоциклах. Описывать их - дело бесполезное. Все равно как рассказывать о кабачковой икре какому-нибудь английскому лорду, не зная при этом английского языка. Тем, кому не довелось принять в этом участие, осталось только завидовать.
Надо сказать, что, пожалуй, за два дня тест-драйва мастер-класс был самым интересным мероприятием. А вот обкатка мотоциклов была уже более скомканная. Вероятно, из-за большого количества народа.
Но оценить модели предоставим профессионалам.