Чем будет заниматься статс-секретарь

"Российская газета" публикует постановление правительства "Об особенностях статуса и Типовом должностном регламенте статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти".

 

Идея возрождения института статс-секретарей появилась у министров экономического блока после того, как стремительно проведенная административная реформа буквально смела их многочисленных заместителей. К примеру, из более 14 заместителей министра экономического развития и торговли Германа Грефа их осталось лишь два. Но эти два, как оказалось, так и не смогли заменить всех сокращенных.

Первыми, помимо министров, возмутились парламентарии: мол, работать не с кем, буквально некому представлять правительственные законопроекты на суд народных избранников. И при этом уже никто не вспоминал о сотне топ-менеджеров, на которых премьер возлагал большие надежды.

Теперь большие надежды возлагают на статс-секретарей, которые, по сути, должны стать заместителями министров. Основными служебными обязанностями статс-секретарей, как и предполагалось, станут организация законопроектной работы, "подготовка предложений о формировании позиции президента и правительства по законопроектам, а также обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания". Соответствующий должностной регламент статс-секретарей подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Но, как оказалось, занимать должность статс-секретаря могут не все. В типовом регламенте утверждены требования к третьим заместителям министров - они должны иметь высшее профессиональное образование и стаж на госслужбе, при этом иметь профессиональные знания и обязаны знать Конституцию, а также федеральные законы, которыми регулируются относящиеся к их компетенции вопросы. "Статс-секретарь не вправе представлять либо оглашать позицию, не соответствующую позиции президента и правительства. Свою деятельность в Госдуме и Совете Федерации они должны согласовывать с полпредами президента и правительства в обеих палатах парламента", - говорится в документе.

Впрочем, достаточно вспомнить, как некоторые заместители министров, вроде бы полностью соответствуя предъявляемым требованиям и имея профессиональные навыки, не раз выступали против позиции премьера. Бывший глава кабинета министров Михаил Касьянов даже как-то объявил "предупреждение о неполном служебном соответствии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей" первому заместителю министра экономического развития и торговли Михаилу Дмитриеву. Эта мера дисциплинарного воздействия была применена в связи "с неоднократным искажением позиции правительства по вопросам пенсионной реформы в ходе публичных выступлений".

Нынешний типовой регламент предусматривает, что "за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в том числе за представление либо оглашение позиции по принятым палатами Федерального Собрания законопроектам и законам, не соответствующей позиции президента или правительства, статс-секретарь может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством". Чтобы не доводить до привлечения к ответственности заместителей министров, премьер после внесения их кандидатур и принимает окончательное решение, стоит ли доверять тому или иному чиновнику.