Старинный тракт Токайдо ("дорога у Восточного моря") тянулся от Киото до Эдо, который с 1869 года стал называться Токио ("восточная столица"). На дороге было 53 станции, где путники останавливались на отдых или ночлег. На дорогу, сопоставимую с путешествием из Москвы в Петербург, уходило три недели.
И вот накануне открытия Токийской Олимпиады 1964 года Япония поставила свой самый поразительный мировой рекорд. Суперэкспресс "Хикари" ("Луч") промчался по маршруту, воспетому Хиросигэ, за три часа. А ныне преодолевает эти 515 километров за два с половиной. Вагон самого быстрого на планете поезда напоминает салон авиалайнера. Удобные кресла - по три слева и по два справа от прохода. Кондиционированный воздух. И ощущение той предельной скорости, когда можно отрываться от земли.
Половина населения Японии, сосредоточенная вокруг городов Токио, Иокогама, Нагоя, Киото, Осака, получила совершенно новый вид транспорта - более быстрый, надежный и безопасный, чем автомашина и самолет.
Сверхскоростная железная дорога, которую назвали "Синкансэн" ("Новая колея"), стала не только символом японского экономического чуда, но и одним из его слагаемых. Став "царством суперэкспрессов", Страна восходящего солнца добилась высокой мобильности своих трудовых и интеллектуальных ресурсов, решила проблемы не только межгородского, но и пригородного пассажирского сообщения.
Теперь люди могут каждый день ездить на работу в Токио или Осаку даже из других городов (как по аналогии в Москву из Орла или Тулы). За исключением четырех ночных часов суперэкспрессы между Токио и Осакой курсируют, как метро - с интервалом 4 минуты (399 составов в сутки).
Поэтому брать билет заранее нет необходимости. Достаточно при входе на перрон ввести в автомат кредитную карточку, и он тут же распечатает место на данный или на следующий поезд. (Японские работодатели обычно оплачивают своим сотрудникам транспортные расходы.)
Разумеется, отправлять 15 поездов каждый час можно лишь при условии, что они прибывают минута в минуту. Но кроме частоты и точности достоинством "Синкансэн" является еще и безопасность. За 40 с лишним лет поезд лишь однажды сошел с рельсов из-за сильного землетрясения, но и тогда обошлось без жертв.
Популярность "Новой колеи" привела к тому, что в 1975 году она была продлена до города Хаката на южном острове Кюсю. В 1982 году - на север до города Ниигата, а в 1997 году - до столицы зимней Олимпиады Нагано. В 2004 году - на северо-восток до города Хатинохе. В итоге общая протяженность "Новой колеи" увеличилась с 515 до 2387 километров. Япония оказалась единственной индустриальной державой, где развитие авиасообщения и увеличение числа личных автомашин не привели к упадку железнодорожного транспорта, как это произошло в Северной Америке и Западной Европе. Об этом свидетельствуют такие цифры: жители Японии с населением 127 миллионов человек совершают 24 миллиарда железнодорожных поездок в год. Жители Германии - 1,5 миллиарда; США, где население в 2 с лишним раза больше, чем в Японии, - 0,2 миллиарда.
Страна суперэкспрессов мечтала побить еще один мировой рекорд: пустить поезд на магнитной подушке, способный развивать скорость до 550 километров в час, то есть пройти древний тракт Токайдо всего за один час вместо трех недель во времена Хиросигэ. Однако поезд "Маглев" (от слов "магнитная левитация") первыми пустят китайцы к открытию Всемирной выставки в Шанхае в 2012 году.