Посещение президентом МАКСа может иметь серьезные экономически последствия

Владимир Путин поддержал идею создания особой экономической зоны на базе аэродрома Раменское, на территории ЛИИ им. Громова, в Жуковском районе Подмосковья. Теперь эксперты гадают: будет ли создана эта зона "в обязательном порядке" или ей наравне со всеми придется пройти через горнило конкурса.

Мысль о создании особой зоны подал президенту гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов. Он рассказал, что в этой зоне можно устроить "современный выставочный центр, где можно проводить современные авиационные салоны и другие выставочные мероприятия, в том числе и военные, например, по показу вооружений сухопутных войск". Также он говорил о "полигоне", где будут "в динамике показывать военную технику". Поскольку ни выставочных, ни военных, ни тем более полигонных особых экономических зон закон о таких зонах не предусматривает, г-н Чемезов добавил, что там можно разместить все российские конструкторские бюро, связанные с производством авиационной техники . В такой трактовке подобная зона, хоть и с натяжкой, будет напоминать технико-внедренческую (они законодательством предусмотрены). Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, который присутствовал при этом разговоре и, наверное, знает законодательство о зонах в деталях, постарался усилить этот момент, о котором проговорился г-н Чемезов между делом. По словам г-на Христенко, в итоге получится "научное мозговое ядро" российской авиации.

Президент идею горячо поддержал. Тем более что, по словам г-на Чемезова, бюджетные затраты будут совсем невелики - нужно лишь построить новую дорогу к аэродрому, вся остальная инфраструктура есть.

Решение президента застало чиновников врасплох

Но вот будет ли конкурс? В Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами корреспонденту "РГ" сказали, что "мы эту ситуацию не комментируем". Из разговоров с анонимными источниками, близкими к агентству, стало известно, что решение президента застало чиновников врасплох. "Вероятнее всего, будущей зоне все-таки придется пройти через формальную процедуру конкурса, - сказал нам один из источников. - Однако учитывая внимание к этому предложению со стороны главы государства, это будет в полном смысле формальная процедура".

Герой дня - руководитель ЛИИ им. Громова Юрий Клишин - вчера был недоступен для комментариев, поскольку, по словам его окружения, едва справлялся с наплывом делегаций, в том числе из бизнесменов, а к вечеру и вовсе отбыл на какой-то закрытый прием. Таким образом, можно констатировать, что бизнес мгновенно отреагировал на свежие вести из Жуковского.

ЛИИ им. Громова слывет флагманом отечественной авиастроительной мысли, высококлассной школой для испытателей, хотя, по правде, в последние годы его слава потускнела. Достаточно сказать, что в администрации Жуковского района, где мы разыскивали координаты ЛИИ, не сразу даже поняли, о какой организации идет речь. Последние новости, не считая визита президента, которые были слышны об этой структуре: то, что она зарабатывает деньги, катая туристов на небольших самолетах (эту информацию мы почерпнули из СМИ, рассказывавших о рынках такого рода услуг в России), и то, что приход на нынешнюю должность г-на Клишина сопровождался финансовыми проверками деятельности предыдущего руководства.

Зато сам г-н Клишин имеет репутацию человека без страха и упрека. Профессиональный летчик, генерал-лейтенант, он в 1990 году окончил академию Генштаба, с 1996 года был заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению, членом Совета по внешней и оборонной политике, перед приходом в ЛИИ работал в КБ "Русская авионика". При всем желании за ним трудно найти следы финансовых скандалов, которые потрясали оборонные структуры в смутные 90-е годы.

Выбор президента "рода занятий" первой особой зоны все-таки кажется неожиданным. Достаточно напомнить, что недавно в Новосибирске руководству страны представили проект практически аналогичной зоны на базе тамошнего Наукограда, и, казалось, у Новосибирска шансов больше. Но, отмечают эксперты, это будет не первая неожиданность при реализации закона об особых экономических зонах. Закон продавливался министерством экономического развития и торговли с таким трудом, что получился нарочито узким и локальным (и то нашел себе массу недругов). Уже ясно, что в сентябре его начнут интенсивно править, внося, например, положение о туристических зонах. Получается, что решение президента, а также живой отклик бизнеса может стать поводом для инициирования в закон новых поправок. Экспертам еще предстоит придумать, как "обозвать" зоны того типа, которая может появиться в Жуковском: "выставочно-военной" или "военно-внедренческой".