Сегодня экологический налог действует во всех развитых странах. У нас он тоже одно время был предусмотрен Налоговым кодексом. Но специальный закон, который должен был закрепить существование экологического налога, так и не вышел. Теперь, судя по всему, налог решили реанимировать. До конца 2005 года концепция будет внесена в правительство.
О том, какие перемены ожидаются в экологическом законодательстве России, корреспонденту "РГ" рассказал директор департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР Александр Ишков.
Как выяснилось, планируется ввести четыре вида экологического налога. Первый - это налог на производство нежелательной в экологическом смысле продукции либо на использование экологически вредных технологий производства. А те предприниматели, которые используют экологически безопасные технологии, наоборот, получат налоговые льготы. Таким образом, экологически вредные, но дешевые при производстве продукты станут дороже, чем экологически безопасные. Десять лет назад при помощи высокого экологического налога с европейских рынков был вытеснен бензин со свинцом. В России же его два года назад просто-напросто запретили.
Второй вид экологического налога - налог на потребление вредной для окружающей среды продукции. Например, в Германии вы платите такой налог при покупке бензина. Поэтому люди там стараются использовать машины, которые потребляют меньше бензина и соответственно меньше загрязняют окружающую среду. Третий вид экологического налога - таможенные пошлины на ввоз в страну экологически вредной продукции. Четвертый - "залоговая стоимость". Это когда в цену продукции "забиваются" расходы на вторичную переработку изделия уже после его использования. Благодаря этому налогу, например, в Канаде стало очень выгодно перерабатывать пластиковые бутылки, шины и прочее вторсырье. Причем потребитель товара от этого не страдает. Сдавая отходы в пункт приема, он получает залоговую стоимость обратно.
Сейчас в России практически нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по защите окружающей среды. Экологический фонд ликвидирован, экологическое страхование почти не работает. Поэтому каждая экологически опасная ситуация рискует стать чрезвычайной. За примером далеко ходить не надо. В конце прошлой недели информагентства сообщили, что оборудование расположенных на Волге Коркинских очистных сооружений в Костромской области находится в аварийном состоянии. В любой момент может грянуть экологическая катастрофа, которая принесет серьезный вред не только Костромской области, но и всем городам, находящимся ниже по реке. На замену оборудования требуется 1 миллиард рублей. Примерно столько же составляет весь годовой бюджет Костромы. Мы спросили Александра Ишкова, как мог бы повлиять на эту ситуацию экологический налог.
- Для того чтобы такие ситуации были более предсказуемыми и менее экстренными, для каждого предприятия необходимо создать специальный депозитный счет, на который поступало бы 80 процентов экологического налога, который оно платит. Деньги с этого счета можно было бы использовать только на то, чтобы модернизировать производство, сделать его экологически безопасным. Тогда костромской водоканал смог бы снять эти средства на замену аварийного оборудования, - объяснил Ишков.
Напомним, что сейчас специального экологического кодекса в России не существует и природу защищают по Закону "Об охране окружающей среды" и по административному кодексу. В них предусмотрены три метода экономического воздействия на производителей. Первый - плата за вредные выбросы. Эти средства раньше направлялись в Экологический фонд и тратились на природоохранные мероприятия. Но сейчас плата за вредные выбросы, по сути, потеряла весь свой смысл. В 2000 году Экологический фонд был ликвидирован, и средства стали уходить в бюджеты различных уровней. Закон не обязывает бюджеты тратить эти деньги на экологию, и их расходуют на другие нужды. Кроме того, плата за вредные выбросы очень мала.
Второй метод защиты окружающей среды, использующийся сегодня, рассказал Ишков, - административные штрафы, которые платят предприятия, допустившие в своей работе какие-то экологические нарушения. Третий метод - возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде. Но этот метод опять же применим только к нарушителям. В основном наше законодательство использует для защиты окружающей среды административные рычаги - запреты и предписания. Но все это плохо действует при рыночной системе экономики. Лучше будет, считает Александр Ишков, если законодатели поддержат концепцию экологического кодекса и решат использовать для защиты окружающей среды экономические методы, а административные будут применять только к нарушителям закона. Ведь экономические методы направлены прежде всего на то, чтобы людям стало невыгодно загрязнять окружающую среду.
Когда же будет готов экологический кодекс? В МПР говорят, что в течение 2006 года министерство собирается плотно работать над этим документом. Впрочем, неплохо было бы перед принятием кодекса создать единый государственный орган, отвечающий за экологию. Сейчас функции защиты окружающей среды "разбросаны" по разным ведомствам, из-за чего снижается эффективность их работы.