Последнему из славной династии - Виктору Владимировичу Ашику - в октябре этого года исполнилось бы 100 лет. К этой дате, собственно, и приурочена новая экспозиция. В 1984 году ярославским музейщикам посчастливилось лично познакомиться, пожалуй, с одним из крупнейших обладателей и собирателей произведений русского искусства, и они сразу смекнули, что концепция коллекции настолько целостна и художественна, что просто не имеет права быть разрушенной. Коллекционеру мысль о постепенной эмиграции всех его сокровищ из обычной ленинградской "трешки" к ревнителям духовных ценностей в музейные стены пришлась по душе. И он даже сразу продал музею "Натюрморт с атрибутами искусств" Зинаиды Серебряковой и около ста графических рисунков, сделанных "мирискусниками".
После ухода Виктора Ашика, а вслед за ним - буквально через месяц - его супруги и помощницы Музы Михайловны музейщикам удалось у наследников выкупить всю коллекцию поэтапно, в течение пяти лет. В 1986 году, когда на "комплектацию" произведениями искусства музея полагалось ровно 10 тысяч рублей в год, они умудрились раздобыть 400 тысяч, хотя, прежде чем им улыбнулись удача и чиновники, некоторые произведения они уже выкупили - тайно, вскладчину, с зарплаты. И уже в начале 90-х в музее оказалось более 20 тысяч предметов искусства, в итоге музейная сокровищница обогатилась ровно вдвое. То есть к тогдашнему художественному музею прибавился полноценный, по сути такой же, музей с произведениями от золотого века русского искусства до серебряного.
Вместе с графикой в экспозиции музея появились произведения Егорова, Брюллова, Орловского, Федора Толстого, Аргунова, Коровина, Дубовского, Гау, Молинари, Юона, Бенуа, Сомова, Грабаря, Кузнецова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Бакста, Лансере. Плюс старинный петербургский фарфор, 8 тысяч предметов нумизматики, полторы тысячи экслибрисов. Кстати, книжные знаки из коллекции принадлежали таким заметным персонам, как Тэффи и Ландау. А, например, Николаю Сырейщикову, главе Петербургского отделения филателистов, незатейливый книжный знак из имени-отчества-фамилии изобразил сам Михаил Врубель. Также экслибрисами подрабатывали на жизнь Владимир Фаворский и Виктор Борисов-Мусатов.
А начало коллекции положил Антон Балтазарович Ашик, археолог, создатель Керченского музея древностей, автор ряда научных трудов, получивший за заслуги перед Отечеством титул потомственного дворянина. Его сын Владимир Антонович, действительный статский советник, инженер-химик ведомственных путей сообщения, работал вместе с Витте, Анненковым и Кони в составе высочайше учрежденной комиссии 1882 года по исследованию и развитию железнодорожного дела в России. Особое пристрастие испытывал к нумизматике. Из его троих сыновей отцовскую коллекцию принял и, можно сказать, довел до совершенства младший сын Виктор, который, приобретая произведение искусства у наследников или выменивая у коллекционеров, обязательно записывал историю бытования вещи. И часто корни хождения произведения искусства ведут в известные собрания Эриха Голлербаха, Константина Сомова и других именитых деятелей культуры.
Виктор Владимирович явно был неравнодушен к Кустодиеву. В его коллекции преимущественно рисунки - "Портрет Ф.И. Шаляпина", "Натурщица под одеялом" и знаменитая "Русская Венера" (она же - просто "В бане"), но в качестве книжной иллюстрации серии "Русские типы", слово к которой написал Евгений Замятин, - эскиз несохранившегося портрета президента Российской академии художеств великой княгини Марии Павловны, также эскизы, наброски, книги - всего 25 кустодиевских листов.
Создается ощущение, все обширное собрание создано одним долгожителем и этот долгожитель, по всей видимости, и есть художественный вкус Ашиков, передававшийся генетически. Правда, Ашика-младшего, совпавшего со своим временем, выделяет не то что "неакадемичность", а даже некоторое озорство отдельных приобретений, которое скорее можно охарактеризовать как хорошее чувство юмора и широту взглядов коллекционера.