На этой территории расположены 140 памятников архитектуры. Да плюс к тому вокруг исторического центра располагается так называемая буферная, переходная зона, площадь которой составляет почти 600 гектаров. И тоже представляет немалую ценность.
Разъяснить, что означает для Ярославля новый статус, корреспондент "РГ" попросила главного архитектора города Аркадия Бобовича.
Российская газета| Аркадий Романович, что на практике означает включение заповедной части Ярославля в список всемирного культурного и исторического наследия: отныне эта городская территория будет законсервирована - реставрировать можно, строить нельзя? Или наоборот - обернется ощутимой помощью, а значит - ускорением роста?
Аркадий Бобович| Думаю, не будет крена ни в ту, ни в другую сторону. Само по себе попасть в этот перечень - очень престижно. Тем самым открыто признано, что Ярославль действительно интересен достижениями предков, создававших ценности культуры. И что все последующие поколения не разрушили - сберегли его уникальный образ: сочетание средневековых памятников и классической градостроительной системы. И соответственно из решения комитета ЮНЕСКО следует конкретный вывод: эту непреходящую ценность предстоит сохранять и дальше - силами государства, силами той территории, на которой находится этот комплекс.
А сохранять есть что. Важны не только отдельные памятники архитектуры, но и сами градостроительные принципы, выделившие этот город из числа других провинциальных центров. Замечали ли вы, что в Ярославле до сих пор сохраняется заложенная древними зодчими ориентация улиц на самые ценные, самые заметные церкви? Притом эти памятники архитектуры - сложной, причудливой формы, с высокими колокольнями и многоцветными росписями, яркими изразцами, затейливой кирпичной кладкой. Каждый из них - доминанта в округе. И, напротив, вся окружающая их городская жилая застройка достаточно проста и довольно скромна по архитектуре, по высоте, по окраске.
И нам предстоит не просто сохранять все это, но и (так предполагается и правилами ЮНЕСКО) грамотно пропагандировать свой город, сделать его привлекательным для туристов - российских и зарубежных.
РГ| Непосредственно городу что-то дает такая всемирная слава?
Бобович| Катастрофически не хватает средств для реставрации архитектурных памятников. Все, что выделяется, - капля в море. И я надеюсь, что Министерство культуры РФ, другие федеральные структуры теперь с большим пониманием, с большей ответственностью отнесутся к нашим проблемам. Думаю, что и частных инвесторов сейчас станет привлекать проще. Важны любые средства - и на реставрацию крупных памятников, и на реконструкцию исторических зданий гражданской архитектуры. Причем нет возражений - пожалуйста, приспосабливайте эти здания, скажем, под офисы.
РГ| А что конкретно намечается отреставрировать в ближайшие годы?
Бобович| Развитие города, в том числе и реставрация памятников архитектуры, определено прежде всего планом подготовки к 1000-летию Ярославля. С привлечением средств федерального бюджета планируется отреставрировать 19 объектов культового зодчества XVII - XIX веков и 13 объектов гражданской архитектуры. Необходимо максимально восстановить исторические доминанты. К примеру, вернуть верхнюю часть тех храмов, которые сейчас стоят обезглавленными. Я имею в виду, например, церковь Воздвижения на улице Свободы (на территории трамвайного депо) или Крестовоздвиженскую церковь на пересечении улиц Флотской и Кооперативной.
В этом смысле и намеченное к 1000-летию возрождение главного ярославского храма - Успенского собора - с точки зрения градостроительной среды явление того же порядка. То есть (если брать только этот аспект) это не что иное, как восстановление композиции центральной части города. Нуждаются в реставрации такие храмы, как церковь Ильи Пророка на главной площади города, церковь Богоявления, ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церковь Михаила Архангела и ряд других.
Но городскую среду создают не только культовые шедевры. Потому и в плане подготовки к тысячелетию намечено восстановить несколько архитектурных памятников. Это подворье знаменитого ярославского купца Оловянишникова, основателя крупного колокололитейного дела (XVII век) на улице Собинова, Митрополичьи палаты на Волжской набережной, городская усадьба XIX века другого известного ярославского купца Вахрамеева на площади Челюскинцев.
РГ| А что это за проект "Городские заставы", которые, говорят, скоро, как встарь, появятся в Ярославле?
Бобович| Ну, не совсем "как встарь". Хотя действительно - на месте существовавших когда-то исторически на выездах из города застав будут установлены памятные знаки, а рядом созданы общественно-культурные комплексы - торговые, деловые, развлекательные с включением и исторической экспозиции. В настоящее время идет формирование такого квартала на месте Московской заставы (напротив Московского вокзала), где уже размещаются торговые и развлекательные учреждения, гостиница и другие общественные здания. Подобная застройка, но в меньших объемах, намечается на углу улицы Угличской и проспекта Ленина (Угличская застава).
РГ| А что касается перспектив нового гражданского строительства в старинном городе, сноса ветхого жильяЕ
Бобович| Эти перспективы определены также и планом подготовки к 1000-летию, и готовящимся сейчас новым генеральным планом застройки Ярославля. Прежде всего - о расселении ветхого жилья. Планируется ежегодно только для этих целей строить в Ярославле 38 - 40 тысяч квадратных метров жилья. Свободные площадки в городе есть, строительные возможности тоже. Цена этого вопроса - 3,5 миллиарда рублей.
Предстоит построить несколько значимых общественно-культурных центров. Один из них - на площади Волкова. Сейчас объявлен конкурс на лучший проект этого комплекса, где в основе всего должен быть многофункциональный зал, способный быть и выставочным, и залом заседаний, и концертным. Задуман крупный городской проект "Спасская слобода", который предполагает передачу православной церкви сооружений бывшего Николо-Мокринского прихода (в том числе здания планетария). Здесь предполагается строительство нового планетария и здания конгресс-холла, где будут проводиться конференции и выставки в преддверии 1000-летия города. Особое внимание будет уделено и реконструкции комплекса площади Труда, здания цирка.
Сооружение нового жилья так же, как и сейчас, будет идти, скорее всего, за счет средств инвесторов. Доля городского бюджета в этом невелика, и дай бог, чтобы ее хватало на муниципальное жилье и социальные объекты, за которые никто из инвесторов браться не спешит (даже если поначалу и обещает построить тот же детсад). И это нормальная практика. А вот где строить - хоть большой массив, хоть так называемые точечные объекты должны непременно вписываться в генеральный план города, а еще точнее - укладываться в требования технических регламентов, которые разрабатываются для каждого района. Пожалуй, впервые генеральный план города не предусматривает нового строительства за счет расширения площадей: после тщательного анализа городской застройки и демографической ситуации решено, что Ярославль в ближайшие годы будет развиваться в существующих границах. Особое значение придается экологической направленности перспективного проекта. Запланировано создание новых крупных зеленых массивов практически в каждом районе города. К примеру, в Дзержинском районе существующая у Волги так называемая Павловская роща будет увеличена раза в три, для чего предстоит вынести из зоны ряд предприятий. Во Фрунзенском районе появится большая зона отдыха, которая свяжет район с Волгой. И так везде - чтобы город нормально проветривался.
Отдельный вопрос - разгрузка городских магистралей от транспорта. Здесь также предусмотрен ряд важных решений, начиная с завершения строительства второго автодорожного моста через Волгу, сооружения дорожной развязки на Московском проспекте и кончая реконструкцией проезжей части улиц, замены, там, где можно, трамвайного сообщения на другой вид транспорта и т. д.
РГ| А что касается внешнего вида зданий, украшения фасадов - с этим как?
Бобович| Соответственно возрастает роль архитекторов. Градостроительный совет, который существует при мэрии, будет рассматривать проекты и давать советы, рекомендации, а, если сочтет нужным, то и поправит замысел автора. Но в принципе именно он, творец, будет отвечать за свое произведение.
Так что, как видите, город развивается и будет развиваться и совершенствоваться и дальше. И судьба застывших на одной стадии провинциальных городов ему не грозит.